За период 2008-2010 годов объем реализации бытовых услуг населению края увеличился на 5,7 процента в сопоставимых ценах, на душу населения оказано бытовых услуг с ростом на 5,9 процента.
В структуре платных услуг в 2010 году бытовые услуги составили 4,5 процента. За 2010 год населению края реализовано бытовых услуг на сумму 3,7 млрд. рублей, что превышает уровень соответствующего периода 2009 года на 2,3 процента в сопоставимой оценке. Объем их реализации на душу населения составил 2,8 тыс. рублей, или 102,4 процента к уровню 2009 года в сопоставимых ценах. В 2011 году ожидается прирост объема оказания бытовых услуг на 1,9 процента.
Сфера бытового обслуживания в крае развивается в соответствии со спросом населения. По состоянию на 01 января 2011 г. осуществляло деятельность 2 284 предприятия. По сравнению с 2008 годом сеть предприятий бытового обслуживания увеличилась на 226 единиц.
Наибольший удельный вес в общем объеме бытовых услуг приходится на парикмахерские услуги - 31,9 процента; техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования занимает 18,1 процента; ремонт и строительство жилья и других построек - 8,7 процента; ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий - 7,4 процента; изготовление и ремонт мебели - 4,9 процента; ремонт и пошив швейных, меховых, кожаных и трикотажных изделий - 4,1 процента.
В целом ситуация на потребительском рынке оценивается как стабильная, прогноз для его развития благоприятен, в то же время существует ряд общих проблем:
1) недостаточный уровень покупательской способности, сложившийся вследствие снижения реальных доходов населения и увеличения инфляции;
2) недостаток доступных кредитов для хозяйствующих субъектов на пополнение оборотных средств, невыгодные условия долгосрочного кредитования для создания материально-технической базы предприятий;
3) сложность процедуры выделения земельных участков и получения разрешений на строительство объектов;
4) неравномерное развитие сегментов потребительского рынка в разрезе муниципальных образований края. Это выражается в уровне цен, обеспеченности населения торговыми площадями, товарном ассортименте, развитии транспортно-логистической инфраструктуры, наличии товаропроизводителей.
По-прежнему актуальной остается проблема обеспечения территориального размещения объектов потребительского рынка, которое не всегда отвечает запросам населения. В городах ощущается дефицит стационарных торговых объектов в отдельных жилых массивах. Так, в Северном округе г. Хабаровска фактическая обеспеченность ниже установленного норматива минимальной обеспеченности населения торговыми площадями по непродовольственным товарам составляет 167 кв. метров на 1 тыс. жителей, для сравнения в Центральном округе города обеспеченность превышает норматив на 579,6 кв. метра на 1 тыс. жителей. В г. Комсомольске-на-Амуре отклонение от норматива по районам города колеблется от 50 до 110 кв. метров на 1 тыс. жителей.
Отдаленные и труднодоступные населенные пункты характеризуются дефицитом торговых площадей. С оттоком населения из таких районов, снижением занятости населения они становятся все менее привлекательными для развития услуг. Недостаток торговых площадей от 50 до 200 кв. метров (из расчета на численность постоянно проживающего населения) существует в 37 сельских поселениях большинства муниципальных районов края: Амурского, Аяно-Майского, Бикинского, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Охотского, Советско-Гаванского, Солнечного, Тугуро-Чумиканского и Хабаровского.
Свыше 200 кв. метров торговых площадей недостаточно в рп. Октябрьский Ванинского муниципального района; с. Пивань Комсомольского муниципального района; Могилевском сельском поселении муниципального района имени Лазо; рп. Заветы Ильича и рп. Лососина Советско-Гаванского муниципального района; Анастасьевском, Князе-Волконском, Мичуринском, Осиноворечинском, Ракитненском, Сергеевском, Тополевском, Некрасовском сельских поселениях Хабаровского муниципального района. Низкая обеспеченность торговыми площадями в Хабаровском муниципальном районе связана с его географическим расположением рядом с краевым центром (жители района основную часть покупок осуществляют в г. Хабаровске).
На диспропорцию в размещении объектов торговли и формирование сети без учета обеспеченности жителей продовольственными и непродовольственными товарами влияет также отсутствие генеральных планов в большинстве муниципальных образований;
5) в сфере бытового обслуживания населения из-за низкой рентабельности производства и недостатка собственных оборотных средств существует высокая степень физического износа основных фондов и оборудования. Особенно это наблюдается в мастерских по ремонту обуви, предприятиях по ремонту бытовой техники, телерадиоаппаратуры, пошиву и ремонту одежды. Низкое техническое оснащение предприятий отражается на качестве выполнения заказов, ограничении перечня оказываемых услуг. Увеличение числа предприятий осуществляется за счет малозатратных видов бытовых услуг - парикмахерских, салонов красоты, автостоянок;
6) отсутствует система организации питания на производственных предприятиях, не ведется учет данных по предприятиям, организующих корпоративное питание.
Обеспеченность посадочными местами в социальной сети остается недостаточной и составляет в студенческих столовых 22,7 процента, при промышленных предприятиях - около 10,0 процентов;
7) в сфере оптовой торговли сохраняется многозвенность товародви жения, наличие большого количества посреднических структур.
Технологические потребности производителей, а также оптовых продавцов в материально-технической базе хранения оказались в значительной мере неудовлетворенными. Вследствие нехватки складских площадей продукция частично хранится в малоприспособленных помещениях, в которых сложно обеспечить оптимальные условия хранения. В результате значительно увеличиваются товарные потери, снижается рентабельность производственных и торговых организаций;
8) одной из главных социальных проблем развития потребительского рынка в крае является обеспечение ценовой доступности товаров и услуг для социально незащищенных групп населения.
Хабаровский край в силу климатических и территориальных особенностей является завозным регионом. В общем объеме оборота продовольственных товаров доля завозной продукции составляет 79 процентов. Продовольственные товары завозятся из центральных районов России, Сибири, отдельных регионов Дальнего Востока, Китая.
Высокие тарифы на энергоресурсы, транспортные расходы на доставку существенно влияют на увеличение цены реализации товара. Стоимость минимального набора продуктов питания в крае в ноябре 2011 г. составила 3 440,4 рубля, что на 43,4 процента выше, чем в среднем по России - 2 399,6 рубля.
Также имеет место существенная (до 25 - 70 процентов) дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости, по городам и районам края.
На формирование цен в северных муниципальных районах края с ограниченными сроками завоза грузов существенное влияние оказывает сложная транспортная схема доставки товаров, отсутствие железнодорожного сообщения, высокие затраты на транспортировку авиационным и морским транспортом. Оборачиваемость товара в этих муниципальных районах составляет 180 дней (до очередной навигации). Предприятия торговли осуществляют завоз за счет собственных средств и не имеют финансовых возможностей для закупа товаров в необходимом объеме. Так, в Охотском, Аяно-Майском, Тугуро-Чумиканском муниципальных районах края цены выше, чем в краевом центре в 1,5 раза, а по отдельным товарным позициям в два - три раза;
9) недостаточный уровень качества и безопасности товаров и услуг. При отсутствии технических регламентов на многие виды продукции
и практически на все виды услуг общественного питания и бытового обслуживания, отмене с 2010 года требований обязательной сертификации пищевой продукции и недостаточном уровне производственного контроля на предприятиях промышленности и в сфере услуг возникают риски снижения качества и безопасности товаров, а также отдельных видов предоставляемых услуг.
Дополнительным фактором, влияющим на качество, является также зависимость Хабаровского края от внешних рынков. Доля реализации некачественных товаров остается значительной. По данным Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Хабаровскому краю, в 2010 году забраковано и снижено в сортности от общего количества исследованных образцов: мясо и птица - 8,0 процентов российского и 30,0 процентов продукции импортного производства; колбасные изделия - 5,8 процента отечественной и 100 процентов импортной продукции; рыбная продукция - 34,1 процента и 57,0 процентов соответственно; масло животное российского производства - 56,0 процентов; швейные изделия - 16,5 процента отечественного и 43,7 процента импортного производства, кожаная обувь - 9,7 процента и 12,8 процента соответственно.
Причинами сложившейся ситуации являются несоблюдение предпринимателями установленных норм и требований при хранении и реализации товаров, введение законодательных ограничений в отношении проведения плановых мероприятий по государственному контролю (не чаще одного раза в три года), а также низкая потребительская грамотность населения;
10) дефицит и недостаточная квалификация кадров, которые вызваны главным образом быстрым ростом сферы торговли и услуг, невысоким социальным престижем низкоквалифицированных работ, недостаточным качеством обучения в учебных заведениях. Наибольший дефицит трудовых ресурсов наблюдается на уровне рабочих профессий. Проблемы с набором линейного персонала связаны, в первую очередь, с низким уровнем оплаты труда, текучестью кадров, низкой мотивацией к работе;
11) отсутствие единой системы информационного обеспечения в сфере потребительского рынка. Существующая система статистического учета и информационного обеспечения не позволяет проводить в полном объеме мониторинг и анализ развития сферы торговли, общественного питания, бытового обслуживания.