IV. Основные направления деятельности по достижению поставленных цели
и задач развития потребительского рынка
Для реализации цели и задач Основных направлений предусмотрены мероприятия по развитию потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов, определены прогнозные экономические показатели (индикаторы) развития потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов, показатели (индикаторы) развития инфраструктуры потребительского рынка в Хабаровском крае на период 2012-2015 годов (приложения N 1, 2 к настоящим Основным направлениям).
1. Совершенствование координации и правового регулирования в сфере потребительского рынка предполагает:
- разработку долгосрочной региональной программы развития торговли, программ и основных направлений развития потребительского рынка на территориях муниципальных образований края;
- совершенствование нормативно-правового обеспечения в сфере торговли, внесение необходимых изменений в нормативные правовые акты Хабаровского края в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством об основах государственного регулирования торговой деятельности;
- реализацию государственной политики в сфере оборота отдельных видов товаров, в том числе алкогольной и спиртосодержащей продукции, путем принятия необходимых нормативных правовых актов и обеспечения их применения.
2. Повышение территориальной доступности товаров и услуг для населения края планируется по направлениям:
- развитие сетевой торговли, открытие многофункциональных торговых объектов, магазинов "шаговой доступности".
Крупноформатные предприятия (гипермаркеты, торгово-развлекательные центры) и супермаркеты, объединенные в торговые сети, будут развиваться преимущественно в городских округах "Город Хабаровск" и "Город Комсомольск-на-Амуре". В сельской местности прогнозируется развитие специализированных магазинов в большей части по продаже непродовольственных товаров и магазинов "шаговой доступности" с универсальным ассортиментом.
Увеличение доли современных форматов торговли прогнозируется с 12,0 процентов в 2011 году до 14,6 процента в 2015 году. За период 2012-2015 годов планируется открытие 238 магазинов "шаговой доступности" на 16,5 тыс. кв. метров;
- расширение сети предприятий общественного питания, в том числе: в общедоступной сети за счет развития предприятий "быстрого питания", включая специализированные предприятия в зонах комплексного торгового, гостиничного обслуживания, на вокзалах, в аэропортах, на заправочных станциях и других объектах;
в коллективном питании за счет расширения сети социально ориентированных организаций, обеспечивающих питанием рабочих промышленных предприятий, служащих, студентов, учащихся образовательных учреждений;
- развитие инфраструктуры предприятий сферы бытового обслуживания, в том числе объектов, размещенных в торговых зонах, расположенных в муниципальных районах массового проживания населения; расширение видов и форм обслуживания.
За период 2012-2015 годов ожидается прирост сети предприятий розничной торговли на 712 объектов и 155,7 тыс. кв. метров, общественного питания - на 21 единицу и 1 тыс. посадочных мест, бытового обслуживания населения на 160 предприятий.
По прогнозной оценке оборот розничной торговли за 2012-2015 годы возрастет на 22,7 процента, общественного питания - на 12,0 процентов, бытовых услуг - на 9,6 процента к уровню 2011 года;
- разработка и утверждение на муниципальном уровне схем размещения нестационарных объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также необходимости обеспечения населения торговыми услугами в местах отдыха и досуга.
В связи с переводом хозяйствующих субъектов, осуществляющих мелкорозничную торговлю, в стационарные предприятия, ожидается снижение количества нестационарных объектов за 2012-2015 годы на 168 единиц;
- оптимизация сети рынков за счет строительства капитальных зданий, строений, сооружений. До конца 2015 года планируется строительство 24 торговых центров и павильонов на 2 112 торговых мест, в том числе в г. Хабаровске на рынках закрытого акционерного общества "Али", обществ с ограниченной ответственностью "Центральный продовольственный рынок", "Дальавтокомплекс" и "Техцентр Люкс Дальневосточный", в г. Советская Гавань на рынке общества с ограниченной ответственностью "Центральный рынок", в рп. Переяславка муниципального района имени Лазо на рынке общества с ограниченной ответственностью "Дальневосточник";
- строительство сельскохозяйственных рынков, организация деятельности сельскохозяйственных ярмарок. Планируется строительство двух рынков на 440 торговых мест в Хабаровском и Солнечном муниципальных районах, открытие двух ярмарок на 20 торговых мест в Нанайском муниципальном районе и одной ярмарки на 18 торговых мест в муниципальном районе имени Лазо;
- развитие инфраструктуры оптовой торговли. До конца 2015 года планируется открытие торгово-выставочного комплекса на территории оптово-розничной базы общества с ограниченной ответственностью "Композиция" в г. Хабаровске площадью 22 тыс. кв. метров, распределительного центра общества с ограниченной ответственностью "ДиС" в г. Комсомольске-на-Амуре площадью 4 тыс. кв. метров, пяти складов общей площадью 4,8 тыс. кв. метров в г. Хабаровске, г. Комсомольске-на-Амуре и Ванинском муниципальном районе края;
- организация обслуживания жителей малых и отдаленных населенных пунктов услугами торговли за счет развозной торговли, торговли по заказам, дистанционных форм продажи товаров и службы быта за счет выездного обслуживания населения;
- формирование реестра хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров, проведение мониторинга обеспеченности населения края площадью торговых объектов;
- градостроительное планирование, предусматривающее выделение земель и площадей для торговых объектов на территориях муниципальных образований;
- осуществление контроля и надзора за обеспечением при строительстве и реконструкции объектов, безбарьерной среды для лиц с ограниченными возможностями.
3. Стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка и обеспечение их взаимодействия с поставщиками товаров:
- реализация мер поддержки предприятиям, обслуживающим социально незащищенные слои населения, субъектам малого и среднего предпринимательства путем предоставления льгот по местным налогам и сборам, аренде имущества;
- обеспечение для бизнес-структур открытости и доступности сведений об имеющихся свободных земельных участках, зданиях и помещениях, находящихся в государственной собственности края и муниципальной собственности, путем размещения информации на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
- оказание поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским, фермерским хозяйствам путем предоставления на льготных условиях мест на розничных рынках и ярмарках;