1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы
Развитие системы отдыха и оздоровления детей представляет собой одно из важных направлений государственной политики в социальной сфере. Это обусловлено необходимостью заботы государства и общества о социальной защите детства, создания условий для развития личности ребенка и укрепления его здоровья.
В крае сложилась система оздоровления, отдыха и занятости детей. Основным элементом данной системы является межведомственное взаимодействие, которое строится через создание единого правового поля, порядка финансирования, координацию деятельности, реализацию функций государственного контроля, информационное обеспечение и повышение уровня материально-технической базы учреждений, оказывающих услуги по организации оздоровления и отдыха детей.
Координацию в сфере оздоровления, отдыха и занятости осуществляет краевая межведомственная комиссия по координации отдыха, оздоровления и занятости детей в крае, городских и муниципальных межведомственных комиссий.
Ежегодно принимаются нормативные правовые акты, обеспечивающие отдых, оздоровление и занятость детей.
Особое внимание в период подготовки к летней оздоровительной кампании 2011 года было уделено подготовке кадров.
В летний период в загородных лагерях работали около 2 тыс. человек, в том числе 530 педагогических работников, 440 - студентов (вожатых). В целях повышения профессионального мастерства вожатых (воспитателей) оздоровительно-образовательных учреждений ежегодно в крае проводится конкурс профессионального мастерства вожатых "Путь к звездам".
В летний период 2011 года на территории края функционировали 28 стационарных загородных оздоровительных учреждений (20 028 детей). Из 28 учреждений отдыха и оздоровления - 5 краевых учреждений, 9 муниципальных, 14 иной принадлежности (ведомственные, частные).
Важным направлением оздоровительной кампании стало развитие малозатратных форм отдыха, в том числе лагерей с дневным пребыванием детей, профильных лагерей. По итогам 2011 года в крае функционировали 429 лагерей с дневным пребыванием детей, 176 профильных лагерей, 10 лагерей труда и отдыха, 7 палаточных, оборонно-спортивных лагерей.
В целом сеть организаций отдыха и оздоровления детей в крае на протяжении трех лет остается стабильной.
Вместе с тем в период с 2005 по 2009 год количество загородных оздоровительных лагерей в крае сократилось на 42 процента (2005 год - 48%, 2009 год - 28%), из них ведомственные - на 40 процентов (8 лагерей), муниципальные - на 55 процентов (11 лагерей), частные - на 5 процентов (1 лагерь). В два раза уменьшилось количество оборонно-спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха.
Материально-техническая база большинства стационарных оздоровительных лагерей не отвечает современным требованиям. Многие объекты были построены и введены в эксплуатацию в 60 - 70 годы прошлого столетия. В процессе длительной эксплуатации их база устарела, износ основных средств составляет более 70 процентов.
Средства муниципальных образований и балансодержателей при подготовке стационарных оздоровительных лагерей к началу оздоровительной кампании направляются в основном на текущий ремонт. В связи с этим их материально-техническая база практически не обновляется. Во многих учреждениях неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние пищеблоков, изношенные системы водоснабжения, канализации, недостаточная оснащенность технологическим оборудованием, кухонным инвентарем, противопожарным оборудованием. Требуют капитального ремонта жилые корпуса, необходимо обновление спортивной базы, ограждение территорий. Все эти факторы препятствуют созданию оптимальных и безопасных условий для отдыха и оздоровления детей.
В последние годы отмечается увеличение уровня заболеваемости у детей органов дыхания, нервной системы, органов пищеварения, инфекционных заболеваний. Остаются высокими показатели детского травматизма. Причинами ухудшения здоровья детей являются недостаточная эффективность профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, увеличение учебной нагрузки в школах.
В этой связи дети в первоочередном порядке нуждаются в адресной государственной поддержке и предоставлении услуг по отдыху и оздоровлению.
Необходимо отметить, что непринятие мер, направленных на развитие системы отдыха и оздоровления детей в крае, приведет к уменьшению охвата детей организованными формами отдыха, снижению доли населения, удовлетворенного услугами отдыха и оздоровления детей.
Сегодня крайне важно предпринять меры по сохранению и укреплению в крае инфраструктуры учреждений отдыха и оздоровления детей.
Имеется проблема кадрового и информационно-методического обеспечения организации отдыха и оздоровления детей.
Требуется совершенствование форм и содержания, а также развитие специализированных форм отдыха и оздоровления детей.
Проблемным остается оборудование в оздоровительных учреждениях мест для водных процедур и купания детей.
Медленно решаются вопросы оборудования современных специализированных помещений для проведения занятий кружковой работы.
Требуется обновление программ, реализуемых в учреждениях отдыха и оздоровления детей.
По-прежнему остается актуальной задача создания безопасных условий для пребывания детей в учреждениях отдыха и оздоровления.
В связи с направлением на отдых в загородные стационарные учреждения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, состоящих на учете в подразделениях органов внутренних дел, необходимо решать вопросы обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей.
Отсутствие достаточного финансирования стационарных оздоровительных лагерей не позволяет выстроить программы развития учреждений, снижает их востребованность потребителями услуг отдыха и оздоровления.
Социальная значимость проблем детского отдыха и оздоровления обуславливает необходимость их решения комплексным путем с использованием программно-целевого метода. Это позволит обеспечить обоснованные управленческие подходы в решении обозначенных проблем.