Переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных услуг требует реформирования системы финансового контроля.
Устаревшая нормативная правовая база, отсутствие программного обеспечения в системе финансового контроля на территории края не позволяет в полном объеме координировать деятельность главных распорядителей средств краевого бюджета и контрольных органов муниципальных образований края, осуществлять мониторинг и оценку эффективности деятельности контрольных органов на территории края, применять меры принуждения к нарушителям бюджетного законодательства.
Для изменения ситуации необходимо принятие комплекса мер, которые позволят решить следующие задачи:
создать новую нормативную правовую и методическую базу по организации финансового контроля;
исключить возможность необоснованных проверок получателей бюджетных средств;
усовершенствовать организацию государственного контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства;
создать единое информационное пространство контрольно-ревизионной деятельности органов исполнительной власти края и контрольных органов муниципальных образований края путем внедрения программного комплекса;
повысить оценку эффективности внутреннего финансового контроля главных распорядителей средств краевого бюджета и контрольных органов муниципальных образований края.
Создание новой нормативной базы необходимо начинать с разработки и принятия постановления Правительства Хабаровского края о государственном финансовом контроле, осуществляемом органами исполнительной власти края.
В связи с изменением законодательства требуется разработка и принятие следующих нормативных правовых актов:
Типовой инструкции о порядке организации и проведения проверок органами исполнительной власти края и реализации их результатов;
Положения о порядке взаимодействия министерства финансов края с органами исполнительной власти края, являющимися главными распорядителями, распорядителями средств краевого бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита краевого бюджета, по вопросам планирования проверок, составления и реализации материалов проверок;
Типовой программы проверки местных бюджетов - получателей межбюджетных трансфертов из краевого бюджета;
Типовой программы проверки краевых государственных казенных учреждений;
Типовой программы проверки краевых государственных бюджетных учреждений;
Типовой программы проверки краевых государственных автономных учреждений.
Данные нормативные правовые акты позволят унифицировать осуществление финансового контроля на территории края.
Совершенствование организации государственного контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств, соблюдением требований бюджетного законодательства предлагается достигнуть за счет проведения мониторинга и анализа применения мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями средств краевого бюджета и контрольными органами муниципальных образований края. Данное мероприятие позволит снизить уровень нарушений бюджетного законодательства при исполнении бюджета, в том числе снизить уровень нецелевого использования бюджетных средств.
Создание единого информационного пространства контрольно-ревизионной деятельности органов исполнительной власти края и контрольных органов муниципальных образований края путем внедрения программного комплекса позволит в должной степени координировать их деятельность в части планирования контрольных мероприятий и формирования отчетности.
Повышение эффективности и качества управления бюджетными средствами, оптимизация действующих расходных обязательств, принятие новых обязательств с соблюдением установленных процедур предлагается достигнуть путем проведения мониторинга и оценки эффективности внутреннего финансового контроля главных распорядителей средств краевого бюджета и контрольных органов муниципальных образований края.