N п/п | Наименование мероприятия | Ответственный исполнитель, соисполнитель, участник | Срок реализации | Непосредственный результат (краткое описание) | Последствия нереализации мероприятия |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда | ||||
1.1. | Создание региональной системы прогнозирования кадровых потребностей в перспективных отраслях экономики | ||||
1.1.1. | Анализ отраслевой структуры экономики и определение перспективных отраслей с учетом направлений, обозначенных в Стратегии развития края | министерство образования и науки края, министерство экономического развития и внешних связей края | 2011-2012 гг. | определение шести приоритетных отраслей экономики края | несоответствие объемов и подготовки специалистов потребностям приоритетных отраслей экономики края |
1.1.2. | Определение перечня профессий и направлений подготовки (специальностей), востребованных перспективными отраслями экономики края, в разрезе укрупненных групп специальностей и направлений подготовки | - " - | - " - | определение 36 профессий и направлений подготовки (специальностей), востребованных приоритетными отраслями экономики края | несоответствие объемов подготовки специалистов потребностям приоритетных отраслей экономики края |
1.1.3. | Анализ сложившейся структуры подготовки кадров на предмет ее соответствия перечню профессий и направлений подготовки (специальностей), востребованных перспективными отраслями экономики края | министерство образования и науки края, министерство экономического развития и внешних связей края | 2011 год | выполнение анализа кадровой потребности приоритетных отраслей экономики края с учетом "портфеля" заказов, современных производственных технологий, модернизации производства; готовность образовательных учреждений к "кадровым вызовам" | несоответствие структуры подготовки кадров потребностям приоритетных отраслей экономики края |
1.1.4. | Выявление 10 опорных учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для перспективных отраслей экономики края | министерство образования и науки края | - " - | определение 10 опорных учреждений из существующих краевых государственных образовательных учреждений профессионального образования; создание краевой стажировочной площадки "Модернизация системы профессионального образования Хабаровского края" | несоответствие качества и условий осуществления учебного процесса стандартным требованиям |
1.2. | Создание условий для продуктивной инновационной и образовательной деятельности в учреждениях профессионального образования | ||||
1.2.1. | Разработка программ развития 10 опорных учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку кадров для перспективных отраслей экономики края | министерство образования и науки края | 2011-2012 гг. | разработка взаимоувязанных программ развития 10 опорных учреждений профессионального образования | несоответствие качества и условий осуществления учебного процесса стандартным требованиям |
1.2.2. | Формирование современной технологической инфраструктуры функционирования 10 опорных учреждений профессионального образования, в том числе: - модернизация учебно-лабораторного оборудования; - поставка учебно-производственного оборудования; - внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и поставка симуляционного производственного оборудования; - модернизация и ремонт учебных помещений | министерство образования и науки края, краевые учреждения начального и среднего профессионального образования, предприятия, привлекаемые к участию (по согласованию) | 2011-2013 гг. | ресурсное обеспечение 10 опорных учреждений профессионального образования в соответствии с разработанными программами их развития при участии работодателей | значительное отставание от требований, предъявляемых к оснащенности учебного процесса |
1.2.3. | Развитие структуры культурно-оздоровительного досуга обучающихся (арт-кафе, оздоровительные кабинеты, тренажерные залы, ремонт и модернизация помещений структуры культурно-оздоровительного досуга) и материально-техническая поддержка творческих студий и спортивных секций в системе профессионального образования | - " - | 2011-2013 гг. | реализация комплекса мер по формированию культурно-оздоровительной составляющей образовательного процесса в 10 опорных учреждениях профессионального образования в соответствии с разработанными программами их развития | не решены проблемы занятости детей и подростков во внеурочное время, не реализованы образовательные запросы детей и подростков |
1.2.4. | Разработка предложений по оптимизации (развитию) сети учреждений профессионального образования с учетом территорий, не охваченных сетью профессионального образования, и их транспортной доступности | министерство образования и науки края, краевые учреждения начального и среднего профессионального образования, предприятия, привлекаемые к участию (по согласованию) | 2012 год | разработка предложений по оптимизации сети краевых учреждений начального и среднего профессионального образования с учетом их территориальной доступности | не будет обеспечена доступность начального и среднего профессионального образования; не будет обеспечено соответствие объемов подготовки квалифицированных кадров потребностям регионального рынка труда |
1.2.5. | Подготовка предложений по совершенствованию механизма государственно-общественного управления в учреждениях профессионального образования | - " - | 2013 год | подготовка нормативной правовой документации по внедрению моделей государственно-общественного управления, развитию попечительской деятельности, расширению социального партнерства учреждений начального и среднего профессионального образования с работодателями и общественными организациями | снижение качества образовательных результатов |
2. | Повышение привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда | ||||
2.1. | Модернизация профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями регионального рынка труда | ||||
2.1.1. | Разработка требований к квалификационным характеристикам работников по наиболее востребованным специальностям в крае | министерство образования и науки края, региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (по согласованию) | 2011-2013 гг. | разработка и реализация механизма общественно-профессиональной экспертизы квалификационных характеристик на основе российского и международного опыта в части методик формирования отраслевых профессиональных стандартов; разработка, апробация, внедрение аналогов профессиональных стандартов (описаний профессиональных компетенций) для подготовки специалистов для авиационной и космической промышленности и адаптация вариативных частей образовательных программ | снижение качества образовательных результатов |
2.1.2. | Обновление содержания профессионального образования за счет разработки дополнительных профилей, учебных модулей, сокращенных программ и введения в учебный процесс профессиональных образовательных программ в соответствии с разработанными квалификационными характеристиками (профессиональными компетенциями) и ФГОС | министерство образования и науки края, региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (по согласованию) | 2011-2013 гг. | разработка, апробация и внедрение новых (модернизированных) программ профессионального образования, направленных на подготовку специалистов отрасли в соответствии с квалификационными характеристиками и ФГОС | снижение качества образовательных результатов |
2.2. | Информационные и PR-мероприятия, направленные на поддержку учащихся, выбирающих профессию | ||||
2.2.1. | Разработка регионального центрального сайта "Твоя профессия - твое будущее" и сайтов учреждений профессионального образования в целях актуализации информации о перспективных кадровых потребностях экономики регионов Дальнего Востока и подготовки учащихся к выбору профессии | министерство образования и науки края | 2011-2012 гг. | разработка и поддержка сайта во взаимодействии с не менее 15 образовательными учреждениями, развитие регионального образовательного портала | произойдет снижение рейтинга края по значениям подындекса "ИКТ в образовании" интегративного Индекса готовности регионов России к информационному обществу; отсутствие обратной связи об уровне осведомленности населения и о возможностях получения профессий и специальностей |
2.2.2. | Выпуск цикла телевизионных программ "Специалисты", формирующих положительный имидж рабочих профессий и перспективы профессионального роста | министерство образования и науки края | 2011-2013 гг. | подготовка специальных выпусков тематических телевизионных программ по вопросам актуализации направлений подготовки и формирования положительного имиджа профессий и специальностей | невыполнение контрольных цифр приема, потеря контингента обучающихся |
2.2.3. | Разработка рекомендаций по созданию в учреждениях профессионального образования служб содействия занятости студентов и трудоустройству выпускников | министерство образования и науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края | 2011-2012 гг. | подготовка организационно-методических материалов по созданию служб содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников краевых учреждений начального и среднего профессионального образования; создание центра содействия трудоустройству выпускников; создание сети служб содействия занятости обучающихся и трудоустройству выпускников в учреждениях профессионального образования | снижение процента трудоустройства и закрепления выпускников на предприятиях; отсутствие практики выбора места работы в довыпускной период |
2.2.4. | Создание регионального банка данных заявок на трудоустройство выпускников в разрезе муниципальных образований | министерство образования и науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края | 2011-2012 гг. | разработка комплекта нормативных правовых и методических документов для создания регионального банка заявок на трудоустройство выпускников; пополнение банка заявок | отсутствие банка данных для трудоустройства выпускников, проведения анализа трудоустройства |
3. | Модернизация региональной государственно-общественной системы оценки качества профессионального образования | ||||
3.1. | Формирование регионального механизма оценки качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования | ||||
3.1.1. | Анализ удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников учреждений профессионального образования | министерство образования и науки края, региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (по согласованию) | 2011-2013 гг. | подготовка программы исследования удовлетворенности работодателей качеством подготовки выпускников (индикаторы, инструментарий, технологии) | снижение уровня оценки качества образования |
3.1.2. | Нормативное правовое обеспечение участия работодателей в подготовке и проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся/выпускников учреждений профессионального образования, в государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования, в формировании и экспертизе образовательных программ | министерство образования и науки края, региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (по согласованию) | - " - | подготовка предложений о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты, определяющие порядок участия работодателей в государственной итоговой аттестации выпускников; подготовка методических материалов по организации и проведению экспертизы работодателями основных и дополнительных образовательных программ | снижение уровня оценки качества образования |
3.1.3. | Организационно-методическое и нормативное правовое обеспечение создания регионального центра сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования | министерство образования и науки края, региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (по согласованию) | 2011-2013 гг. | разработка проекта организационного и методического обеспечения создания центра сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования; создание регионального центра сертификации профессиональных квалификаций выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования | снижение уровня оценки качества образования |
3.1.4. | Разработка комплекса мер по формированию региональной системы общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных программ | министерство образования и науки края, региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (по согласованию) | 2011-2012 гг. | разработка комплекса мер по формированию региональной системы общественно-профессиональной аккредитации профессиональных образовательных программ начального и среднего профессионального образования | снижение уровня оценки качества образования |
4. | Внедрение новых финансово-экономических механизмов в региональную систему профессионального образования | ||||
4.1. | Развитие системы формирования бюджета учреждений профессионального образования, позволяющей концентрировать и эффективно использовать государственные и частные финансовые средства | ||||
4.1.1. | Нормативное правовое сопровождение формирования государственного задания на основе краткосрочного прогноза потребностей кадров (количественный и качественный) | министерство образования и науки края | 2012 год | разработка и внедрение методической базы и программного обеспечения для расчета нормативов финансирования государственного задания учреждениям профессионального образования | отсутствие нормативного механизма оплаты образовательных услуг |
4.1.2. | Проведение мониторинга финансово-экономической эффективности и результативности деятельности образовательных учреждений | - " - | 2013 год | проведение выборочной оценки финансово-экономических показателей деятельности образовательных учреждений | отсутствие данных для дальнейшего анализа и развития практики перевода учреждений профессионального образования в автономные |
4.1.3. | Информационно-методическое и нормативное правовое обеспечение перевода системы распределения контрольных цифр приема на конкурсную основу | - " - | 2012 год | разработка информационно-методической и нормативной правовой базы для обеспечения перехода к системе распределения контрольных цифр приема путем проведения конкурса среди учреждений среднего профессионального образования | невозможность проведения конкурсных процедур по распределению контрольных цифр приема; снижение качества подготовки специалистов среднего звена |
4.2. | Совершенствование системы формирования государственного заказа на подготовку кадров для регионального рынка труда | ||||
4.2.1. | Развитие взаимодействия учреждений всех уровней профессионального образования (одного профиля) с работодателями соответствующей отрасли и центром занятости населения в целях формирования сбалансированной системы подготовки кадров (двух уровней профессионального образования) и согласования прогноза кадровой потребности на краткосрочную и среднесрочную перспективы | министерство образования и науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края, региональное объединение работодателей "Союз работодателей Хабаровского края" (по согласованию) | 2012 год | внесение изменений в нормативную правовую базу по вопросам определения объемов подготовки кадров, организации целевой подготовки и взаимодействия в рамках образовательных кластеров | не будет обеспечена доступность начального и среднего профессионального образования; не будет обеспечено соответствие объемов подготовки квалифицированных кадров потребностям регионального рынка труда |
4.2.2. | Нормативное правовое обеспечение формирования контрольных цифр приема в учреждения профессионального образования по результатам межведомственного согласования с учетом потребностей перспективных отраслей экономики края | министерство образования и науки края, министерство экономического развития и внешних связей края | 2011 год | доработка нормативной базы прогнозирования и регулярного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах с начальным и средним профессиональным образованием | не будет обеспечена доступность начального и среднего профессионального образования; не будет обеспечено соответствие объемов подготовки квалифицированных кадров потребностям регионального рынка труда |
5. | Развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования | ||||
5.1. | Обеспечение кадрового развития путем создания комплексной, конкурентной системы повышения квалификации и переподготовки инженерно-педагогических и руководящих кадров | ||||
5.1.1. | Организация и проведение переподготовки руководителей учреждений профессионального образования по специальности "Менеджер образования" | министерство образования и науки края | 2011-2013 гг. | профессиональная переподготовка по специальности "Менеджер образования" 50 руководителей учреждений профессионального образования | неготовность педагогических кадров к реализации задач развития образования в крае |
5.1.2. | Организация и проведение профессиональной переподготовки специалистов предприятий и организаций для привлечения их к преподавательской деятельности в учреждениях начального и среднего профессионального образования | министерство образования и науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края | - " - | профессиональная переподготовка 50 специалистов предприятий и организаций для естественной замены преподавательского состава (мастеров производственного обучения) | низкая квалификация инженерно-педагогических кадров не позволяет обеспечивать качество профессионального образования |
5.1.3. | Проведение обучающих семинаров (не менее трех) по разработке программ профессиональных модулей, программ учебных дисциплин при введении ФГОС профессионального образования нового поколения для преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения | министерство образования и науки края | 2011 год | разработка (модернизация) 36 программ профессионального образования, направленных на подготовку специалистов в соответствии с квалификационными характеристиками и ФГОС | низкая квалификация инженерно-педагогических кадров не позволяет обеспечивать качество профессионального образования |
5.1.4. | Стимулирование академической мобильности и организация стажировки преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения на базе лучших учреждений профессионального образования Российской Федерации | министерство образования и науки края | 2011-2013 гг. | обучение (30 преподавателей), стажировка (15 руководящих и педагогических работников) на базе передовых учреждений профессионального образования | низкая квалификация инженерно-педагогических кадров не позволяет обеспечивать качество профессионального образования |
5.1.5. | Организация и проведение в учреждениях профессионального образования повышения квалификации и профессиональной переподготовки по заказам работодателей населения, в том числе мигрантов | министерство образования и науки края, комитет по труду и занятости населения Правительства края | - " - | повышение квалификации и профессиональная переподготовка по заказам работодателей взрослого населения | отсутствие возможности получения гражданами профессиональной подготовки и переподготовки, отвечающей потребностям экономики края |
5.1.6. | Разработка и реализация мер по развитию наставничества и постдипломного сопровождения молодых специалистов в системе профессионального образования | министерство образования и науки края | 2011-2013 гг. | разработка нормативной базы персонифицированной модели повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы профессионального образования; реализация персонифицированной модели повышения квалификации работников системы профессионального образования | неготовность педагогических кадров к реализации задач развития образования в крае |
6. | Мониторинг реализации Программы | ||||
6.1. | Формирование краевой организационной структуры по обеспечению мониторинга | ||||
6.1.1. | Организационное методическое обеспечение проведения мониторинговых исследований | министерство образования и науки края | 2011-2013 гг. | формирование системы мониторинга реализации Программы; обеспечение охвата мониторинговыми исследованиями до 100 процентов учреждений профессионального образования края | отсутствие учета изменений показателей, возможности объективной оценки изменений |