Недействующий

О мерах по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Утратил силу на основании Приказа Министерства образования и науки Хабаровского края от 10 мая 2018 года N 16)

     
Приложение
к приказу
Министерства образования
Хабаровского края
от 17 августа 2006 года N 624

     

ИНФОРМАЦИЯ
о нарушениях законодательства в деятельности органов
опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Проведенный министерством образования Хабаровского края анализ правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результаты проверок, проведенных специалистами отдела в районах, свидетельствуют о серьезных нарушениях законодательства в деятельности органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

До настоящего времени не соблюдаются установленные Семейным кодексом Российской Федерации и Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2002 года N 217, порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных. Анкеты на детей, оставшихся без попечения родителей, заполняются и предоставляются в региональный банк данных через 3 - 8 лет после даты первичной регистрации ребенка (Амурский, Бикинский, Ванинский, Вяземский, Верхнебуреинский, Нанайский, Солнечный, Ульчский муниципальные районы, г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре). Выявлены случаи передачи своевременно заполненных анкет в региональный банк данных в течение года и более (г. Комсомольск-на-Амуре, Советско-Гаванский, Комсомольский муниципальные районы).

Анкеты детей нередко оформляются без учета требований, установленных Порядком организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Приказом Минобразования России от 28 июня 2002 года N 2482. В нарушение установленного Порядка анкеты заполняются администрацией учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (Хабаровский муниципальный район, Центральный и Южный округа г. Хабаровска). В ряде анкет отсутствуют сведения о ребенке, необходимые для постановки на учет в государственный банк данных: дата первичной регистрации, приметы, физическое развитие и отклонения в физическом развитии, дата проведения медицинского освидетельствования, группа здоровья, наличие совершеннолетних родственников и реквизиты документов, подтверждающих отказ родственников принять ребенка на воспитание в свои семьи (Амурский, Бикинский, Вяземский, Ванинский, Николаевский, Ульчский, Хабаровский, Охотский, имени П.Осипенко муниципальные районы, г. Хабаровск (Центральный, Железнодорожный и Южный округа), г. Комсомольск-на-Амуре (Центральный округ). За 7 месяцев 2006 года было возвращено на доработку 172 анкеты.

Не выполняется в полном объеме требование о регулярном внесении изменений в анкету ребенка: ежегодно не обновляются сведения о состоянии здоровья детей и их физическом развитии, нарушаются сроки замены фотографий. Сведения об изменении места нахождения ребенка и правовых оснований для передачи его на воспитание в семью поступают в региональный банк данных по истечении установленного Законом срока или не предоставляются вообще. Выявлены факты несвоевременного предоставления информации о детях, переданных на воспитание в семью и подлежащих снятию с учета из государственного банка данных.

В ходе проверок выявлены серьезные нарушения в части ведения документации строгой отчетности. В журналах первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют следующие сведения: дата первичной регистрации, информация от кого поступили сведения о ребенке, дата и вид устройства ребенка. Выявлены нарушения в ведении журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей: дата выявления ребенка совпадает с датой устройства в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, запись детей осуществляется не в хронологическом порядке, сведения о некоторых детях вообще не внесены в журналы первичного учета (Верхнебуреинский, Советско-Гаванский, Охотский, Ульчский муниципальные районы, муниципальный район имени П.Осипенко). В Аяно-Майском муниципальном районе журнал первичного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до июля 2005 года не был заведен.

Принимаемые органами опеки и попечительства меры по устройству детей на воспитание в семьи российских граждан, информирование населения о возможности принять ребенка на воспитание в семью недостаточно эффективны. Указанная деятельность ограничивается подбором детей гражданам, желающим принять ребенка в семью, только после их обращения. Недостаточно организована работа по информированию населения о различных формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке передачи детей на воспитание в семью, об органах, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью. В нарушение статьи 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" нередко органы опеки и попечительства после передачи сведений о детях региональному оператору прекращают целенаправленную деятельность по устройству детей в семьи российских граждан.

Выявлены случаи обращения представителей аккредитованных иностранных организаций по усыновлению детей, работающих на территории Хабаровского края и представляющих интересы иностранных граждан - кандидатов в усыновители, к региональному оператору, уже располагая конфиденциальной информацией о детях, не размещавшейся в открытом доступе. Подобные факты, как правило, связаны с нарушением установленного порядка предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, формирования и использования государственного банка данных о детях со стороны работников органов опеки и попечительства, а прежде всего, руководителей и сотрудников учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.

Перечисленные нарушения в организации работы по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, препятствуют преимущественному устройству большей части детей указанной категории в семьи российских граждан. В Хабаровском крае в 2005 году на усыновление иностранным гражданам передано 70% детей (151 человек) от общего числа детей, усыновленных за год.

Сложившаяся ситуация требует принятия комплекса первоочередных мер, направленных на повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также их устройства в семьи российских граждан, усиление контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего указанную деятельность на муниципальном уровне.




Текст документа сверен по:
Официальная рассылка