________________________
Утратил силу на основании
Приказа Министерства образования и науки Хабаровского края
от 10 мая 2018 года N 16
________________________
Проведенный министерством образования Хабаровского края анализ правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результатов проверок, проведенных специалистами отдела в районах, свидетельствует о серьезных нарушениях законодательства в деятельности органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
Не соблюдаются порядок и сроки представления информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Недостаточно эффективны принимаемые органами опеки и попечительства меры по устройству и организации устройства детей на воспитание в семьи российских граждан, информированию населения о возможности принять ребенка на воспитание в семью.
Имеют место факты посреднической деятельности в сфере международного усыновления со стороны должностных лиц органов опеки и попечительства, руководителей и сотрудников учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, с представителями иностранных организаций по усыновлению детей.
В целях устранения выявленных нарушений, повышения эффективности деятельности органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, их устройству в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации,
приказываю:
1. Указать на слабый контроль за деятельностью специалистов по опеке и попечительству (Бикинский, Ванинский, Вяземский, Верхнебуреинский, Комсомольский, Нанайский, Охотский, Ульчский, Хабаровский, имени П.Осипенко муниципальные районы, г. Хабаровск, начальники управлений образования: Созинова Л.Ю., Кованцев Н.Н., Гордеева Л.И., Гермаш Т.С., Бизимова Л.С., Кудрешова О.В., Мироненко Н.В., Воронцов И.В., Ващенко Т.И., Чаркашининова О.Г.).
2. Руководителям муниципальных органов управления образованием Хабаровского края:
2.1. Принять к сведению прилагаемую информацию о нарушениях законодательства в деятельности органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, по выявлению, учету и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Обеспечить координацию работы по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи российских граждан.
2.3. Осуществлять систематический контроль за соблюдением органами опеки и попечительства и учреждениями, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, порядка и сроков передачи сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, для формирования регионального банка данных.
2.4. Обеспечить регулярное представление региональному оператору банка данных сведений о всех детях, оставшихся без попечения родителей, и которые могут быть устроены на воспитание в семью, вне зависимости от ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы учреждений, в которых находятся дети.
2.5. Регулярно вносить изменения и дополнения в анкеты детей, сведения о которых состоят на учете в региональном банке данных о детях, включая информацию о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном банке данных.*
_______________
*Текст приведен в соответствии с официальным текстом. - Примечание “КОДЕКС”.
2.6. Предоставлять сведения о состоянии здоровья детей, их физическом и умственном развитии в соответствии с Международной классификацией болезней десятого пересмотра (МКБ-10).
2.7. Активизировать работу по устройству в семьи российских граждан детей, оставшихся без попечения родителей, сведения о которых переданы в региональный банк данных.
2.8. Принять дополнительные меры по информированию российских граждан о возможности принять в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с активным привлечением муниципальных средств массовой информации.
2.9. Принять меры по предупреждению посреднической деятельности по усыновлению детей, а также совершения иных незаконных действий по устройству детей на воспитание в семьи.
2.10. Рассмотреть возможность введения дополнительных штатных единиц специалистов по охране прав детей из расчета не менее 1 специалиста на 2 тысячи детей, проживающих на территории муниципального района.
2.11. Довести настоящий приказ до руководителей учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, специалистов по охране прав детей.
2.12. Информацию о принятых мерах направить в министерство образования края до 01 октября 2006 года.
2.13. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
И.о. министра
И.А. Иванцева
ИНФОРМАЦИЯ
о нарушениях законодательства в деятельности органов
опеки и попечительства по выявлению, учету и устройству
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Проведенный министерством образования Хабаровского края анализ правоприменительной практики в сфере выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результаты проверок, проведенных специалистами отдела в районах, свидетельствуют о серьезных нарушениях законодательства в деятельности органов опеки и попечительства, учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
До настоящего времени не соблюдаются установленные Семейным кодексом Российской Федерации и Правилами ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2002 года N 217, порядок и сроки представления информации о детях, оставшихся без попечения родителей, в региональный банк данных. Анкеты на детей, оставшихся без попечения родителей, заполняются и предоставляются в региональный банк данных через 3 - 8 лет после даты первичной регистрации ребенка (Амурский, Бикинский, Ванинский, Вяземский, Верхнебуреинский, Нанайский, Солнечный, Ульчский муниципальные районы, г. Хабаровск, г. Комсомольск-на-Амуре). Выявлены случаи передачи своевременно заполненных анкет в региональный банк данных в течение года и более (г. Комсомольск-на-Амуре, Советско-Гаванский, Комсомольский муниципальные районы).
Анкеты детей нередко оформляются без учета требований, установленных Порядком организации работы по ведению государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденным Приказом Минобразования России от 28 июня 2002 года N 2482. В нарушение установленного Порядка анкеты заполняются администрацией учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей (Хабаровский муниципальный район, Центральный и Южный округа г. Хабаровска). В ряде анкет отсутствуют сведения о ребенке, необходимые для постановки на учет в государственный банк данных: дата первичной регистрации, приметы, физическое развитие и отклонения в физическом развитии, дата проведения медицинского освидетельствования, группа здоровья, наличие совершеннолетних родственников и реквизиты документов, подтверждающих отказ родственников принять ребенка на воспитание в свои семьи (Амурский, Бикинский, Вяземский, Ванинский, Николаевский, Ульчский, Хабаровский, Охотский, имени П.Осипенко муниципальные районы, г. Хабаровск (Центральный, Железнодорожный и Южный округа), г. Комсомольск-на-Амуре (Центральный округ). За 7 месяцев 2006 года было возвращено на доработку 172 анкеты.
Не выполняется в полном объеме требование о регулярном внесении изменений в анкету ребенка: ежегодно не обновляются сведения о состоянии здоровья детей и их физическом развитии, нарушаются сроки замены фотографий. Сведения об изменении места нахождения ребенка и правовых оснований для передачи его на воспитание в семью поступают в региональный банк данных по истечении установленного Законом срока или не предоставляются вообще. Выявлены факты несвоевременного предоставления информации о детях, переданных на воспитание в семью и подлежащих снятию с учета из государственного банка данных.
В ходе проверок выявлены серьезные нарушения в части ведения документации строгой отчетности. В журналах первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствуют следующие сведения: дата первичной регистрации, информация от кого поступили сведения о ребенке, дата и вид устройства ребенка. Выявлены нарушения в ведении журнала первичного учета детей, оставшихся без попечения родителей: дата выявления ребенка совпадает с датой устройства в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, запись детей осуществляется не в хронологическом порядке, сведения о некоторых детях вообще не внесены в журналы первичного учета (Верхнебуреинский, Советско-Гаванский, Охотский, Ульчский муниципальные районы, муниципальный район имени П.Осипенко). В Аяно-Майском муниципальном районе журнал первичного учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до июля 2005 года не был заведен.
Принимаемые органами опеки и попечительства меры по устройству детей на воспитание в семьи российских граждан, информирование населения о возможности принять ребенка на воспитание в семью недостаточно эффективны. Указанная деятельность ограничивается подбором детей гражданам, желающим принять ребенка в семью, только после их обращения. Недостаточно организована работа по информированию населения о различных формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке передачи детей на воспитание в семью, об органах, в которые следует обращаться гражданам, желающим принять ребенка на воспитание в семью. В нарушение статьи 5 Федерального закона "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" нередко органы опеки и попечительства после передачи сведений о детях региональному оператору прекращают целенаправленную деятельность по устройству детей в семьи российских граждан.
Выявлены случаи обращения представителей аккредитованных иностранных организаций по усыновлению детей, работающих на территории Хабаровского края и представляющих интересы иностранных граждан - кандидатов в усыновители, к региональному оператору, уже располагая конфиденциальной информацией о детях, не размещавшейся в открытом доступе. Подобные факты, как правило, связаны с нарушением установленного порядка предоставления сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, формирования и использования государственного банка данных о детях со стороны работников органов опеки и попечительства, а прежде всего, руководителей и сотрудников учреждений, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей.
Перечисленные нарушения в организации работы по выявлению, учету и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, препятствуют преимущественному устройству большей части детей указанной категории в семьи российских граждан. В Хабаровском крае в 2005 году на усыновление иностранным гражданам передано 70% детей (151 человек) от общего числа детей, усыновленных за год.
Сложившаяся ситуация требует принятия комплекса первоочередных мер, направленных на повышение эффективности деятельности органов опеки и попечительства по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, а также их устройства в семьи российских граждан, усиление контроля за соблюдением законодательства, регламентирующего указанную деятельность на муниципальном уровне.
Текст документа сверен по:
Официальная рассылка