С возрастом, утратой трудоспособности уровень удовлетворенности материальным положением снижается. Большинство людей старшего поколения оценивают свое материальное положение как неудовлетворительное, неустойчивое и ненадежное. Определяющим для уровня жизни пенсионера является характеристика его возможностей удовлетворять материальные, культурные и социальные потребности за счет приобретения благ и услуг. Приобретение благ и услуг в значительной мере зависит от экономического положения пенсионеров, определяемого уровнем его доходов и цен на потребительские товары и услуги.
Главным, а зачастую и единственным источником доходов пожилых людей является пенсия. Одним из важнейших параметров уровня жизни пенсионеров является уровень пенсионного обеспечения, соотнесенный с уровнем цен на потребительские товары и услуги, отвечающим требованиям социально признанных стандартов потребления.
Величина прожиточного минимума пенсионера в 2000 году в крае составляла 1 382,6 рубля, средний размер назначенных пенсий - 784,5 рубля (в среднегодовом исчислении). Покупательная способность пенсий (соотношение к прожиточному минимуму пенсионера) составляла 57%, поэтому реальная жизнь большинства пожилых людей края в 2000 году была трудной. Рост материального состояния отставал от растущих ожиданий людей относительно уровня и качества жизни.
За 2001-2010 годы средний размер различных видов назначенных пенсий вырос в 11,1 раза и составил 8 821 рубль. При этом средний размер трудовой пенсии по старости составляет 9 382,37 рубля. Величина прожиточного минимума пенсионера выросла в 5 раз и составила 6 939 рублей. В результате опережающего роста пенсий покупательская способность ее выросла с 57% в 2000 году до 127% в 2010 году.
Реальный размер пенсий с учетом роста потребительских цен на товары и услуги вырос к уровню 2000 года в три раза, в то время, как реальная заработная плата работающего населения выросла в 2,2 раза.
На увеличение материального обеспечения пенсионеров края повлияло и введение в 2010 году нового вида адресной социальной помощи - региональной социальной доплаты к пенсии для малоимущих неработающих пенсионеров - с тем, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера не могла быть ниже прожиточного минимума пенсионера, установленного в Хабаровском крае.
С 01 января 2010 г. 43 тыс. пенсионеров стали получателями региональной социальной доплаты к пенсии (из них 19,9 тыс. - граждане пожилого возраста). На эти цели из краевого бюджета дополнительно выделено около 910 млн. рублей, в том числе 239 млн. рублей - на выплаты гражданам пожилого возраста. Средний размер региональной социальной доплаты составляет 1 800 рублей в месяц.
Улучшение социально-экономического положения и повышение качества жизни граждан пожилого возраста напрямую зависит от развития действующей системы социальной защиты.
На территории Хабаровского края проживают 388,2 тыс. получателей пенсий, в том числе 279,8 тыс. граждан пожилого возраста.
Получателями мер социальной поддержки и социальной помощи являются 351,4 тыс. граждан (247,7 тыс. региональных льготников и 103,7 тыс. федеральных льготников) или каждый четвертый житель края.
В 2010 году расходы краевого бюджета на социальную поддержку и социальное обслуживание, в том числе граждан пожилого возраста, составили 9,5 млрд. рублей.
В условиях посткризисного развития экономики удалось не только сохранить социальные гарантии, но и выполнить ряд новых задач, направленных на усиление адресности мер социальной поддержки и помощи, повышение уровня и качества жизни граждан пожилого возраста.
Введение с 01 января 2010 г. региональной социальной доплаты позволило решить задачу по снижению бедности среди неработающих пенсионеров.
Осуществлен перевод жилищно-коммунальных льгот на адресные денежные выплаты 222 тыс. человек из числа льготных категорий граждан. Средний размер денежных выплат составляет более 1 300 рублей в месяц.
Граждане пожилого возраста, не имеющие льгот по другим основаниям, пользуются мерами социальной поддержки в соответствии с краевым законодательством. Денежный эквивалент получаемых ими льгот составляет от 792,3 до 1 252,3 рубля в месяц.
Одним из востребованных видов помощи является оказание содействия в ремонте жилых помещений. В 2010 году выполнен ремонт в квартирах 2 561 ветерана Великой Отечественной войны и вдов участников войны, в том числе в квартирах 1 094 участников войны. Затраты на ремонтные работы из всех источников финансирования составили 19,3 млн. рублей.
Старение населения, совпадающее с социально-экономическими преобразованиями, изменившими все стороны жизнедеятельности, особенно негативно отражается на самочувствии граждан пожилого возраста. Пожилые люди нередко теряют ориентацию в современном социокультурном пространстве, затрудняются их социальные контакты, теряются связи с родными и близкими.
В связи с этим актуальным является проведение мероприятий, позволяющих с учетом возраста, состояния здоровья, способности к самообслуживанию, семейного и имущественного положения оказать необходимую социальную поддержку и предоставить комплекс социальных услуг, способствующих улучшению их жизнеобеспечения.
Одним из ведущих звеньев социального блока является социальное обслуживание. В крае создана сеть учреждений социального обслуживания.
Для улучшения жилищных условий в крае действуют 10 специальных домов для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда (со статусом юридического лица - шесть специальных домов). Жилищный фонд специальных домов для ветеранов насчитывает 591 квартиру, в которых проживают 650 ветеранов войны и труда. За последние 13 лет в специальных домах для ветеранов улучшили жилищные условия более 2 тыс. ветеранов. При этом потребность участников войны в социальном жилье удовлетворена полностью.
Для выполнения задач по социальному обслуживанию пожилых граждан и инвалидов действуют 14 центров социального обслуживания населения. Ежегодно центры предоставляют различного вида социальную помощь, включая надомное обслуживание, более 170 тыс. граждан. Самые востребованные - социальные услуги на дому. Ежегодно в надомных условиях предоставляются услуги более 7 тыс. граждан пожилого возраста и инвалидам, из них 25,5% проживают в сельской местности. Социальное обслуживание на дому организовано в 136 городских и сельских поселениях края.
В крае действуют 16 стационарных учреждений социального обслуживания, в которых проживают граждане пожилого возраста:
- 12 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;
- четыре психоневрологических интерната.
В стационарных учреждениях социального обслуживания проживают 3 248 человек, из них 2 800 человек - граждане пожилого возраста.