Спрос граждан пожилого возраста на социальные услуги возрастает. Наличие большого числа групп пожилых людей с особыми потребностями (инвалидов пожилого возраста, долгожителей, одиноких длительно болеющих людей, пожилых людей в отдаленных сельских поселениях) приводит к изменению структуры спроса на социальные услуги. Именно поэтому необходимо наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания.
Не в полной мере решен вопрос сокращения очередности на получение социальных услуг в надомных условиях. Проведенный мониторинг среди одиноких граждан пожилого возраста показал, что выявлена нуждаемость в данных видах услуг у 140 граждан. Последнее время наиболее востребованной становится социально-медицинская помощь. Из числа состоящих на надомном социальном обслуживании 187 человек нуждаются в социально-медицинских услугах. В услугах сиделки по уходу за одинокими гражданами, частично или полностью утратившими способность к самообслуживанию, нуждаются более 100 человек.
В целях обеспечения доступности консультационных, психологических, информационных, социально-бытовых, социально-правовых, социально-экономических и других услуг требуется дальнейшее внедрение и развитие таких форм социального обслуживания, как приемные семьи для одиноких пожилых граждан, мобильные бригады для оказания неотложных социальных и медико-социальных услуг гражданам пожилого возраста.
Наличие стационарных форм обслуживания востребовано и целесообразно, поскольку существует потребность в учреждениях, предназначенных для лиц, которые не могут себя обслуживать самостоятельно и нуждаются в постоянном постороннем уходе. В настоящее время на учете для помещения в стационарные учреждения состоит 102 пожилых человека. Остается проблема с размещением инвалидов, страдающих хроническими психическими заболеваниями. На 01 января 2011 г. очередь составляет 411 человек.
В Хабаровском крае проживает более 343 тыс. человек, являющихся получателями трудовой пенсии (по старости и инвалидности), из них более 180 тыс. неработающих пенсионеров, более 37 тыс. пенсионеров получают пенсию ниже величины прожиточного минимума, установленной в крае.
Мероприятия Программы (приложение N 1) направлены на обеспечение государственных гарантий социально уязвимым категориям граждан, развитие рынка социальных услуг, обеспечивающих их доступность и качество, создание условий для повышения комфортности и доступности социального обслуживания граждан пожилого возраста, в том числе из числа инвалидов, за счет повышения качества обслуживания и развития всех форм социального обслуживания, предоставляемых в нестационарных, полустационарных, стационарных условиях, а также срочной социальной помощи.
Предусмотрены развитие и оптимизация сети учреждений социального обслуживания населения, создание и совершенствование материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения, отвечающей современным стандартам качества жизни, повышению их энергоэффективности, эксплуатационной и пожарной безопасности, внедрение новых организационно-правовых форм деятельности учреждений социального обслуживания населения с учетом требований Федерального закона от 08 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
В 2012 году планируется выполнить капитальный ремонт внутренних помещений в здании краевого государственного бюджетного учреждения "Солнечный дом-интернат для престарелых и инвалидов", приобретенном в государственную собственность Хабаровского края в 2011 году, в целях приведения здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности, требованиями санитарных норм и правил и создания 75 койко-мест В 2013 году планируется выполнить капитальный ремонт внутренних помещений в зданиях краевого государственного бюджетного учреждения "Хабаровский дом-интернат для престарелых и инвалидов N 1" и краевого государственного казенного учреждения "Октябрьский дом-интернат для престарелых и инвалидов" в целях приведения зданий в соответствие с требованиями санитарных норм и правил. (Абзац изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 12 сентября 2013 года N 272-пр - см. предыдущую редакцию).
Решению проблем одиноких граждан будет способствовать создание мобильных бригад для оказания им неотложных социальных, социально-медицинских, консультационных, социально-правовых услуг. Обеспечение автотранспортом мобильных бригад поможет активизировать усилия сотрудников системы социальной защиты населения края по выявлению граждан пожилого возраста, находящихся в неблагоприятной жизненной ситуации.
В целях усиления социальной поддержки неработающих пенсионеров, являющихся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, предусматривается оказание им адресной социальной помощи.
Программа является составной частью системы мер социальной поддержки граждан пожилого возраста, проживающих на территории Хабаровского края, итоговым результатом реализации которой является устойчивое повышение качества жизни пожилых людей, улучшение показателей, характеризующих здоровье, продолжительность жизни, обеспеченность социальными услугами.
Динамика и уровень достижения целевых показателей эффективности реализации Программы по годам представлена в приложении N 2 к настоящей Программе.
Оценка эффективности реализации Программы невозможна без показателей (индикаторов), позволяющих объективно оценивать состояние работ по выполнению мероприятий Программы. В систему показателей (индикаторов) включены следующие показатели:
обеспеченность местами в стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по повышению доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных стационарных учреждений социального обслуживания и статистических данных; рассчитывается путем деления количества мест в стационарных учреждениях социального обслуживания на количество населения края и умножения на 10 000;
охват граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальном обслуживании, социальных услугах. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по повышению доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных учреждений социального обслуживания; рассчитывается путем деления количества граждан, находящихся на социальном обслуживании, на количество граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, и умножения на 100;
количество проведенных краевых акций "Милосердие", "Забота". Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по развитию добровольческой деятельности и волонтерского движения, оказанию помощи гражданам пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных соисполнителей и участников Программы, краевых государственных казенных учреждений - центров социальной поддержки населения; рассчитывается путем количественного подсчета проведенных акций;
удовлетворение потребности граждан пожилого возраста в обеспечении слуховыми аппаратами для индивидуального пользования и их ремонте. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по повышению качества жизни граждан пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения; рассчитывается путем деления общего количества граждан пожилого возраста, обеспеченных слуховыми аппаратами для индивидуального пользования, и количества граждан пожилого возраста, которым произведен ремонт слуховых аппаратов, на количество граждан пожилого возраста, обратившихся в краевые государственные бюджетные учреждения здравоохранения за получением слуховых аппаратов и по поводу ремонта слуховых аппаратов, и умножения на 100;
количество штатных единиц сиделок, введенных в учреждениях социального обслуживания. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по внедрению инновационных моделей социального обслуживания, приближенных к нуждам граждан пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных центров социального обслуживания населения; рассчитывается как сумма введенных в штат учреждений социального обслуживания единиц сиделок;
количество созданных мобильных бригад социального обслуживания. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по повышению доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных центров социального обслуживания населения и центров социальной поддержки населения; рассчитывается как сумма созданных мобильных бригад при центрах социального обслуживания населения и центрах социальной поддержки населения;
количество приобретенного автотранспорта для мобильных бригад социального обслуживания. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по повышению доступности социальных услуг для граждан пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных центров социального обслуживания населения и центров социальной поддержки населения; рассчитывается как сумма приобретенного автотранспорта для мобильных бригад;
количество граждан пожилого возраста, прошедших обучение основам компьютерной грамотности на базе библиотек. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по развитию интеллектуального потенциала граждан пожилого возраста, определяется на основании анализа отчетных данных библиотек, в которых прошли обучение граждане пожилого возраста; рассчитывается путем количественного подсчета граждан пожилого возраста, прошедших обучение;
количество проведенных культурно-массовых мероприятий в год. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по организации свободного времени и культурного досуга граждан пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных соисполнителей Программы; рассчитывается путем количественного подсчета проведенных культурно-массовых мероприятий в год;
средняя продолжительность жизни граждан пожилого возраста, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по поддержанию жизненной активности пожилых людей с помощью мероприятий оздоровительного характера; определяется на основании анализа отчетных данных стационарных учреждений социального обслуживания; рассчитывается путем деления суммы возраста престарелых граждан, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, на количество данных граждан;
предоставление гражданам пожилого возраста услуг по льготному зубному протезированию. Показатель количественно характеризует ход реализации Программы, отражает решение задачи по укреплению здоровья граждан пожилого возраста; определяется на основании анализа отчетных данных краевых государственных бюджетных учреждений здравоохранения; рассчитывается путем количественного подсчета граждан пожилого возраста, получивших услуги по льготному зубному протезированию.
Показатели (индикаторы) определяются на основе данных государственного статистического наблюдения, анализа отчетных данных соисполнителей и участников Программы.
Программа реализуется в течение 2011-2013 годов.
Решение проблем повышения качества жизни граждан пожилого возраста в полном объеме не может иметь четко определенных временных рамок, поскольку связано с выполнением одной из социальных функций государства. В этой связи этапы реализации Программы не выделяются.
(Раздел изменен Постановлением Правительства Хабаровского края от 26 июня 2012 года N 208-пр - см. предыдущую редакцию, Постановлением Правительства Хабаровского края от 18 декабря 2012 года N 445-пр - см. предыдущую редакцию.