Повышение экологической эффективности экономики края напрямую связано с модернизацией производственных мощностей предприятий, внедрением технологий, соответствующих высоким экологическим стандартам.
В 2009 году на природоохранные мероприятия было использовано 927,7 млн. рублей инвестиций, что в сопоставимых ценах составляет 102,6 процента к уровню предыдущего года. Доля инвестиций на природоохранные мероприятия в общем объеме инвестиций составила один процент (в 2008 году - 1,1 %).
По сравнению с предыдущим годом значительно увеличились инвестиции на охрану атмосферного воздуха (в 26 раз) и воспроизводство рыбных запасов (в 8,6 раза). Уменьшились инвестиции на охрану и рациональное использование водных ресурсов, земель, лесных ресурсов, а также на установки для утилизации и переработки отходов производства.
Приоритетным направлением использования инвестиций на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов является охрана и рациональное использование водных ресурсов - 43,6 процента от всех инвестиций.
Основным источником финансирования природоохранных инвестиций в 2009 году являлись средства федерального бюджета - 376,1 млн. рублей, доля которых в общем объеме инвестиций составила 40,5 процента. Собственные средства предприятий составили 298,2 млн. рублей (32,2%), привлеченные - 187,3 млн. рублей (20,2%), из краевого и местных бюджетов - 66,1 млн. рублей (7,1%).
В структуре среднегодовой стоимости основных производственных фондов по охране окружающей среды 63 процента составляют фонды по охране и рациональному использованию водных ресурсов, 15 процентов - по охране атмосферного воздуха, 22 процента - по охране окружающей среды от отходов производства и потребления.
Ежегодно в бюджет края поступает свыше 200 млн. рублей доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду и штрафов за нарушение природоохранного законодательства. В целом в бюджет края ежегодно поступает более одного млрд. рублей природно-ресурсных платежей.
За последние пять лет поступление в бюджет края доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду возросло в 1,4 раза и составило в 2009 году 183,2 млн. рублей.
В 2009 году из консолидированного бюджета края израсходовано 95,3 млн. рублей на выполнение природоохранных мероприятий, что составляет 42,8 процента от поступивших экологических платежей, в том числе 84,0 млн. рублей из местных бюджетов. Это средства местных бюджетов городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Бикинского, Ванинского, Верхнебуреинского, Вяземского, Комсомольского, Нанайского, Николаевского, Советско-Гаванского, Хабаровского муниципальных районов.
Ежегодно в крае на выполнение мероприятий по охране окружающей среды расходуется не более 45 процентов от поступающих в бюджет края экологических платежей и штрафных санкций за нарушение природоохранного законодательства.
Действовавшая до 2002 года система мобилизации экологических платежей позволяла эффективно решать экологические проблемы в крае. В отсутствие на федеральном уровне законодательно установленного целевого характера использования платы за негативное воздействие на окружающую среду, штрафов и ущербов за нарушение природоохранного законодательства расходы бюджетов всех уровней на природоохранные программы и мероприятия сокращаются.
Основными направлениями экономического регулирования качества окружающей среды на период до 2020 года являются:
разработка, принятие и реализация краевой целевой программы, предусматривающей комплекс мер по охране окружающей среды в Хабаровском крае, в том числе по ликвидации накопленного экологического ущерба прошлых лет, охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания, развитию краевой системы наблюдения за состоянием окружающей среды, на 2013-2017 годы;
работа с федеральными органами государственной власти, направленная на совершенствование законодательства по вопросам создания региональных экологических фондов, аккумуляции в них средств от экологических платежей, штрафов и ущербов за нарушение природоохранного законодательства, компенсаций вреда окружающей среде, включения экологических параметров и требований при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
внедрение мер экономического стимулирования для хозяйствующих субъектов, перешедших на современные технологии, реализующих программы модернизации производств, внедряющих современные очистные системы;
учет абсолютных и удельных показателей эффективности использования природных ресурсов, энергии, объемов выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образования отходов при планировании экономической деятельности, оценке эффективности экономики в целом и по отраслям, деятельности органов государственной власти края и органов местного самоуправления;
усиление контроля за целевым использованием средств, повышение доли средств краевого и местных бюджетов, выделяемых для инвестирования в природоохранные проекты.