Недействующий

Об обеспечении экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года (Утратило силу на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 2 октября 2020 года N 1053-рп)

2.3. Обращение с отходами производства и потребления

Обращение с отходами производства и потребления в Хабаровском крае продолжает оставаться одной из самых актуальных проблем, так как загрязнение окружающей среды отходами постоянно увеличивается. Увеличивается количество видов упаковки, ассортимента товаров. При этом обращение с отходами - это показатель уровня экономического развития и экологической культуры.

На сегодняшний день в Хабаровском крае освоена переработка и обезвреживание резинотехнических и полимерных отходов, макулатуры, гальваношламов, отходов нефтепродуктов, ртутьсодержащих отходов и вышедших из эксплуатации автотранспортных средств. Услуги по переработке и обезвреживанию отходов осуществляют 37 предприятий. Ежегодно ими перерабатывается и обезвреживается свыше 40 тыс. тонн отходов производства и потребления и 675 тыс. штук ртутьсодержащих приборов. Имеется опыт комплексной переработки твердых бытовых отходов, при которой во вторичное использование возвращается до 95 процентов отходов. Ассортимент продукции, выпускаемой из вторичного сырья, насчитывает более 120 наименований.

Проблема эффективного обращения с отходами обусловлена такими факторами, как высокая стоимость энергетических ресурсов, делающая нерентабельным, в первую очередь, создание сети пунктов сбора вторичного сырья на территории края: на сегодняшний день основные отходоперерабатывающие предприятия сконцентрированы в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре и Амурске, неохваченными остаются сельские населенные пункты, а в переработку попадает не более пяти процентов образуемых в крае отходов. Отходы, обладающие высоким ресурсным потенциалом, из населенных пунктов края вывозятся на свалки.

При этом проявляет себя другая проблема - эксплуатация объектов размещения отходов, не отвечающих требованиям санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства. Большинство объектов размещения твердых бытовых отходов в крае не оснащены системами сбора образующегося фильтрата, дегазации, отсутствует обваловка и ограждение мест размещения отходов, не осуществляется производственный контроль на объектах. Нарушение правил эксплуатации объектов размещения отходов создает угрозу распространения инфекционных заболеваний, загрязнения подземных вод образующимся фильтратом, периодическое горение отравляет воздушные бассейны близлежащих населенных пунктов.

Из 165 объектов размещения отходов в крае, эксплуатируемых органами местного самоуправления, 62 являются несанкционированными (не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов).

Ситуация с недостаточно эффективным обращением с отходами производства и потребления усугубляется наличием в крае "горячих экологических точек", в которых требуется ликвидация накопленного экологического ущерба. Преимущественно "горячие экологические точки" представляют из себя брошенные отходы производства, образованные государственными предприятиями, обанкротившимися либо приватизированными в 90-х годах XX века.

В ходе инвентаризации, проведенной в 2009-2010 годах, подготовлены предложения по ликвидации накопленного экологического ущерба на четырех экологически неблагополучных территориях. Это бывший Амурский целлюлозно-картонный комбинат, шламонакопитель борогипса бывшего Комсомольского сернокислотного завода, хвостохранилище Центральной обогатительной фабрики Солнечного горно-обогатительного комбината и пруд-накопитель кислых гудронов в Хабаровском муниципальном районе.

Требует решения проблема утилизации непригодных и запрещенных к использованию пестицидов в количестве около 50 тонн, накопленных на сельскохозяйственных предприятиях и оставшихся бесхозными в результате банкротства предприятий.

Основными направлениями деятельности в области обращения с отходами до 2020 года являются:

ликвидация накопленного экологического ущерба на территории края с полной реабилитацией и возвращением в хозяйственное использование земель, на которых находятся объекты накопленного экологического ущерба;

обеспечение условий для обезвреживания всех образуемых в крае отходов I - III классов опасности, строительство и ввод в эксплуатацию специализированных заводов и установок, полигона для захоронения токсичных отходов;

полное извлечение и возвращение во вторичное использование утилизируемых фракций твердых бытовых отходов, в том числе расширение сети пунктов сбора вторичного сырья, увеличение ассортимента выпускаемой с использованием вторичных ресурсов продукции;

строительство специальных сооружений (полигонов твердых бытовых отходов), предназначенных для изоляции и обезвреживания отходов, гарантирующих санитарно-эпидемиологическую безопасность населения;

создание системы мер экономического стимулирования переработки и обезвреживания отходов, в том числе установление дифференцированного размера платы за землю для предприятий, осуществляющих переработку и обезвреживание отходов, государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности в области переработки и обезвреживания отходов;

формирование культуры малоотходного потребления и ответственного отношения к загрязнению окружающей среды бытовыми отходами у граждан.