Река Амур является крупнейшей трансграничной рекой Евразии, в бассейне которой расположено, пять субъектов Российской Федерации, три провинции Китайской Народной Республики, три аймака Монголии.
Хабаровский край располагается в нижнем течении р. Амура и сбросы всех расположенных выше в бассейне р. Амура территорий оказывают влияние на качество воды.
В последние годы значительно усилилось антропогенное воздействие на природную среду в бассейне р. Амура со стороны Китайской Народной Республики.
В бассейне р. Амура расположено пять субъектов Российской Федерации и у всех очистные сооружения канализации либо отсутствуют, либо работают в ненормативном режиме.
По-прежнему вызывает озабоченность высокий уровень микробиологического загрязнения р. Амура. Большинство водных объектов края в местах купания населения не соответствуют действующим санитарным правилам и гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. В последние годы возрастает количество вспышек инфекционных заболеваний, обусловленных водным фактором, а также "воднозависимых патологий". Растет уровень заболеваемости кишечными инфекциями, связанными со сбросами в водные объекты неочищенных сточных вод; увеличивается степень риска воздействия на организм человека канцерогенных факторов.
По результатам исследований качества воды р. Амура от 2 до 75 процентов проб воды в контрольных точках в крае не соответствуют гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям. Ежегодно в крае фиксируется 300 - 500 случаев заболевания энтеровирусным менингитом (в 2006 году - 1 443 случая). Уровень заболеваемости гепатитом А у населения Приамурья на 47,7 процента выше российского.
Правительством края ведется активная работа по защите р. Амура.
Создан и функционирует Краевой центр экологического мониторинга, позволяющий вести на новом качественном уровне исследования воды, донных отложений, рыбы. В рамках краевой системы экологического мониторинга скоординированы действия всех структур в крае, ответственных за охрану окружающей среды. За счет средств федерального и краевого бюджетов ежегодно проводится исследование качества воды в р. Амуре по 84 токсикантам и 10 вирусологическим и микробиологическим показателям.
Проведена большая работа по снижению трансграничного загрязнения р. Амура. При активной работе органов исполнительной власти края заключено российско-китайское соглашение о сотрудничестве в области охраны и использования трансграничных водных объектов.
В 2005-2006 годах осуществлялся совместный российско-китайский мониторинг рек Сунгари и Амура, который позволил выявить приоритетные загрязнители, места их поступления. В результате китайской стороной активизировано принятие мер по экологическому оздоровлению р. Сунгари.
В августе 2006 г. Госсоветом Китайской Народной Республики была утверждена Программа экологического оздоровления р. Сунгари.
В результате принятых мер за последние два года качество воды р. Сунгари заметно улучшилось - уменьшилось содержание специфических загрязняющих веществ в воде р. Амура после впадения р. Сунгари. При этом подобные меры с российской стороны отсутствуют.
В Хабаровском крае до нормативных показателей очищается 0,2 процента от общего объема сбросов. Практически все очистные сооружения в крае работают в ненормативном режиме из-за перегрузки по гидравлике, несоответствия типа очистных сооружений категории поступающих сточных вод, нарушения правил эксплуатации очистных сооружений.
Основной объем сточных вод поступает в р. Амур из коммунальных систем водоотведения городов Хабаровска, Комсомольска-на-Амуре, Амурска. В некоторых населенных пунктах очистные сооружения отсутствуют. Существующие очистные сооружения эксплуатируются 25 - 30 и более лет и нуждаются в реконструкции.
Недостаточными темпами ведется реконструкция очистных сооружений канализации г. Хабаровска. По данным за 2009 год, в среднем по краю износ очистных сооружений канализации составляет 71,7 процента. На восстановление основных фондов канализационного хозяйства населенных пунктов необходимо около 18,5 млрд. рублей, в том числе на ремонт коллекторов свыше 9 млрд. рублей. При этом большинство объектов в настоящее время не имеет разработанной проектно-сметной документации.
Федеральным законом от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что организация водоотведения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, в то же время средств местных бюджетов недостаточно и требуется финансовая поддержка из федерального и краевого бюджетов.
С учетом недостаточной очистки сбрасываемых с российской стороны в трансграничную реку сточных вод необходимо включение строительства (реконструкции) очистных сооружений водоотведения в населенных пунктах, расположенных в бассейне р. Амура, в государственные программы Российской Федерации с выделением финансирования из федерального бюджета.
Принятие специальной государственной программы, направленной на оздоровление р. Амура, имеет политическое и социально-экологическое значение для Хабаровского края.
Параллельно необходимо продолжение работы по использованию альтернативных подземных источников питьевой воды, в том числе вводу в эксплуатацию водозаборных сооружений Тунгусского месторождения в г. Хабаровске и комплекса обезжелезивания и деманганации вод Амурского водозабора в пласте в г. Комсомольске-на-Амуре.
Для того, чтобы исключить вторичное загрязнение воды и обеспечить надежное водоснабжение населенных пунктов края, необходимы развитие сетевого хозяйства, реконструкция существующих и строительство новых водопроводных линий.
В связи с изменениями, происходящими в сфере промышленного развития российского Дальнего Востока и Китая, необходимы постоянная актуализация гидрохимических показателей мониторинга окружающей среды, расширение спектра методов биоиндикации для оценки состояния экосистемы р. Амура, научное обоснование и учет региональных приоритетных факторов экологического риска, выявление корреляций между состоянием окружающей среды и здоровьем населения.
Зарегулированность части бассейна р. Амура приводит к изменению режима внутригодового распределения стока реки: увеличение расходов воды зимней межени и уменьшение расходов воды в летний период. В маловодные годы это приводит к осушению и возгоранию торфяников, расположенных в пойме р. Амура и требует согласованных экологических попусков Зейской и Бурейской ГЭС для обводнения поймы.
Избыточная аккумуляция наносов в долине р. Амура, характерная для нижнего течения реки, распашка земель и сведение лесов в бассейне р. Амура значительно увеличивают объемы твердого стока и приводят к интенсивному разделению (фуркации) русла и размыву берегов, необходима инженерная защита от вредного воздействия вод.
Для улучшения качества водных объектов в крае основными направлениями деятельности на период до 2020 года являются:
снижение объема сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты путем внедрения водосберегающих технологий, строительства новых, реконструкции и модернизации действующих очистных сооружений водоотведения на основе современных технологий и оборудования, в первую очередь, в системе жилищно-коммунального хозяйства;
расширение использования замкнутых (водооборотных) схем водоснабжения на промышленных предприятиях;
уменьшение антропогенного загрязнения водных объектов, являющихся источниками питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
обустройство водоохранных зон, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения;
внедрение современного оборудования, технологий и систем водоочистки, реконструкции и замены водопроводных сетей централизованного водоснабжения;