Недействующий

Об обеспечении экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года (Утратило силу на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 2 октября 2020 года N 1053-рп)

2.7. Экологическое образование и просвещение

В Хабаровском крае большое внимание уделяется повышению экологической культуры населения и пропаганде экологических знаний.

Из средств краевого бюджета, предусмотренных на охрану окружающей среды, ежегодно направляется свыше 3 млн. рублей на организацию и развитие экологического образования и просвещения.

Совместно с общественными, молодежными и детскими экологическими центрами городов и районов ежегодно в крае проводится свыше 40 краевых мероприятий. Среди них экологические конкурсы "ЭкоЛидер", "Защитники природы", экологические акции "Марш парков", "День птиц", "День древонасаждения", "Зеленый патруль", "Сохраним малые реки Приамурья", "Дни Амура", фестивали "День Земли", экологические агитбригады и другие мероприятия.

Передовым опытом Хабаровского края стало проведение в 2008 году краевого конкурса экологической рекламы "Край, в котором мы живем", организованного в целях повышения экологической культуры населения края, воспитания бережного отношения к природе. В населенных пунктах края размещаются баннеры экологической направленности с рисунками победителей конкурса.

Для привлечения внимания широких кругов общественности к социально-экологической ценности реки Амура в 2008-2009 годах организован и проведен краевой экологический конкурс "Гимн Амуру". Итогом конкурса стал сборник песен его участников, отображающих величие и красоту р. Амура.

В 2010 году, объявленном годом Тигра, проведена краевая экологическая викторина "Тигриной тропой", фестиваль "День тигра", подготовлена передача и видеоролики о сохранении амурского тигра на территории края, которые транслируются средствами массовой информации края.

Благодаря планомерной работе по проведению Дней защиты от экологической опасности Хабаровский край занял почетное второе место среди регионов России в Общероссийском конкурсе "За лучшее проведение Дней защиты от экологической опасности в 2009 году" (в 2008 году - третье место).

В целях обеспечения потребности образовательных учреждений края, детских и школьных библиотек печатной продукцией, популяризирующей экологические знания, за счет средств краевого бюджета ежегодно издается литература экологической направленности. За последние пять лет изданы книги дальневосточных авторов Усенко Н.В. "Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока" и "Тропинка в лес", Нечаева А.П. "Зеленые стрелы", Кучеренко С.П. "Рыбы Амура", "Звери уссурийской тайги", серия книг "Рассказы бурундучка", фотоальбомы "Амур от истока до устья", "Белогрудый медведь", Шлотгауэр С.Д. "Времена года", Тагировой В.Т. "Жизнь приамурских амфибий и рептилий" и др.

В целях обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения края достоверной информацией о состоянии окружающей среды, министерством природных ресурсов края совместно со специально уполномоченными территориальными органами федеральных органов государственной власти ежегодно проводится работа по подготовке и изданию государственного доклада о состоянии и об охране окружающей среды Хабаровского края, размещается экологическая информация на официальных сайтах Правительства края и министерства природных ресурсов края.

С 2007 года создана и функционирует рабочая группа при Правительстве Хабаровского края по развитию экологического образования и просвещения населения. Ежегодно разрабатываются и планомерно осуществляются мероприятия, направленные на пропаганду природоохранной деятельности в крае и формирование бережного отношения населения к природе.

В газете "Приамурские ведомости" ведется еженедельная информационная колонка экологической направленности, издается краевой экологический журнал "Родное Приамурье".

Принято распоряжение Правительства края от 13 июля 2010 г. N 387-рп "О мерах по повышению уровня экологической культуры в Хабаровском крае на 2010-2011 годы".

Несмотря на проводимую в крае работу в области экологического образования и просвещения населения, значительное количество проблем требует решения.

В сознании большей части населения края до сих пор преобладает потребительское отношение к природе и ее ресурсам, нежелание активно содействовать ее сохранению и восстановлению. Свыше 80 процентов лесных пожаров происходят по вине человека. Не сформировано культурное обращение с отходами производства и потребления.

Недостаточным является охват детей и молодежи различными направлениями экологического обучения и воспитания, практическим участием в природоохранных мероприятиях.

Имеются трудности в финансовом, кадровом, учебно-методическом и материально-техническом обеспечении эколого-образовательного процесса.

Основные направления деятельности в области экологического образования и просвещения до 2020 года:

усиление взаимодействия федеральных, краевых и муниципальных органов в области экологического образования и просвещения;

распространение знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов в средствах массовой информации на краевом и муниципальном уровне;

проведение комплекса информационно-просветительских и пропагандистских мероприятий, направленных на повышение гражданской активности населения края, привлечение внимания населения к экологическим проблемам края;

включение вопросов экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды в учебные планы образовательных программ;

увеличение количества школьных лесничеств и материально-техническое обеспечение их деятельности, проведение слетов и конкурсов школьных лесничеств и юных друзей природы;

вовлечение жителей края в реализацию практических природоохранных мероприятий;

развитие системы подготовки в области экологии руководителей и специалистов различных сфер производства, экономики и управления, а также повышения квалификации специалистов природоохранных служб;

издание печатной продукции экологической направленности для учащихся образовательных учреждений, взрослого населения;

поддержка деятельности детских и молодежных организаций, осуществляющих практические и просветительские экологические мероприятия;

возрождение учебных баз в общеобразовательных школах (теплицы, "живые уголки").