Недействующий

Об обеспечении экологической безопасности в Хабаровском крае на период до 2020 года (Утратило силу на основании Распоряжения Правительства Хабаровского края от 2 октября 2020 года N 1053-рп)

2.5. Государственный экологический контроль

Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) - комплекс мер, проводимых в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.

За последние годы подверглись значительным изменениям как система государственного экологического контроля, так и вся система природоохранного законодательства.

До 2000 года функции экологического контроля в крае были возложены на государственный комитет по охране окружающей среды Хабаровского края (далее - Крайкомэкологии), который состоял из 15 районных комитетов и аппарата общей численностью 285 человек. В связи с проведением административных реформ Крайкомэкологии был упразднен, и численность инспекторов уменьшилась более чем в 10 раз.

Институт муниципальных инспекторов в области охраны окружающей среды был также упразднен в 2005 году, когда Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ были внесены изменения в федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которыми органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов были лишены полномочий по осуществлению муниципального экологического контроля.

В настоящее время во многих органах местного самоуправления структурные подразделения по охране окружающей среды сокращены до 1 - 2-х человек (кроме г. Хабаровска и г. Комсомольска-на-Амуре), а в некоторых упразднены.

В 2009 году были внесены изменения в природоохранное законодательство в целях снижения давления на субъекты малого и среднего бизнеса со стороны контролирующих и надзирающих органов, которыми были значительно ограничены права государственных инспекторов по проведению внеплановых проверок, что повлекло дальнейшее снижение охвата природопользователей системой государственного экологического контроля, ухудшение состояния окружающей среды.

Существующее количество государственных инспекторов в области охраны окружающей среды регионального уровня не в состоянии в должной мере охватить всех природопользователей края государственным экологическим контролем. Всего проверяется менее одного процента природопользователей в год от состоящих на учете, что недостаточно для предупреждения и пресечения экологических правонарушений.

Учитывая, что поступления в консолидированный бюджет края от налагаемых штрафов по делам об административных правонарушениях, взысканных одним государственным инспектором, составляют до 1,5 млн. рублей в год, целесообразно оптимизировать численность государственных инспекторов края по охране природы с учетом их территориального размещения в муниципальных районах края, что позволит охватить государственным экологическим контролем до 10 процентов хозяйствующих субъектов ежегодно.

Необходимо разместить государственных инспекторов края в крупных городских округах и муниципальных районах края:

в г. Хабаровске - для оперативного обслуживания городского округа "Город Хабаровск", Бикинского, Вяземского, имени Лазо, Нанайского и Хабаровского муниципальных районов;

в г. Комсомольске-на-Амуре - для обслуживания городского округа "Город Комсомольск-на-Амуре", Амурского, Комсомольского, Солнечного муниципальных районов;

в г. Николаевске-на-Амуре - для обслуживания Николаевского и Ульчского муниципальных районов;

в г. Советская Гавань - для обслуживания Ванинского, Советско-Гаванского муниципальных районов;

в рп. Охотск - для обслуживания Охотского муниципального района;

в пос. имени Полины Осипенко - для обслуживания Аяно-Майского, имени Полины Осипенко и Тугуро-Чумиканского муниципальных районов;

в пос. Чегдомын - для обслуживания Верхнебуреинского муниципального района.

Для обеспечения оперативности и увеличения количества проверяемых, хозяйствующих субъектов необходимо улучшить материально-техническое обеспечение государственных инспекторов в области охраны окружающей среды транспортом, спецодеждой, оргтехникой, связью.

В целях расширения прав государственных инспекторов, возрождения института общественных инспекторов необходимо также проводить работу, направленную на внесение изменений в действующее законодательство.