В соответствии с тенденциями глобализации вопросов экологии Хабаровский край расширяет международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, в особенности со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Развивается сотрудничество с провинцией Хэйлунцзян (Китайская Народная Республика). В 1998 году по инициативе Правительства края была создана рабочая группа по охране окружающей среды, состоящая из представителей органов исполнительной власти края и провинции Хэйлунцзян.
С 2002 года на региональном уровне проводился ежегодный трансграничный мониторинг качества вод рек Амура и Уссури. В 2004-2005 годах проводились совместные экспедиции по изучению загрязнения р. Амура.
В рамках Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики 31 августа 2009 г. подписан Протокол о намерениях по сотрудничеству в области охраны окружающей среды между министерством природных ресурсов Хабаровского края и Департаментом охраны окружающей среды провинции Хэйлунцзян, включающий направления сотрудничества в области совместного мониторинга окружающей среды, создания приграничных особо охраняемых природных территорий, переработки отходов производства и потребления, обмена стажерами-экологами и др.
С 1996 года в рамках подкомиссии по охране окружающей среды Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (далее - АРАССВА) осуществляется сотрудничество с префектурой Тояма (Япония). Реализуются совместные проекты в области изучения морского дрейфующего мусора в Японском море, сотрудничество по исследованию мигрирующих видов птиц Северо-Восточной Азии, пылевых бурь.
С 1999 года между Хабаровским краем и префектурой Хего (Япония) осуществляется сотрудничество в области охраны окружающей среды. С 2006 года реализуется проект по ежегодному обмену школьниками - активистами детского и молодежного экологического движения.
Основные направления совместных действий по охране окружающей среды на период до 2020 года:
1. Развитие сотрудничества Правительства края с провинцией Хэйлунцзян в области:
совместного мониторинга трансграничных водных объектов, обмена опытом специалистами в центрах мониторинга;
мониторинга переноса загрязняющих веществ в атмосфере;
создания приграничных особо охраняемых природных территорий: экологический коридор "Стрельников" - планируемая особо охраняемая природная территория на хребте Ваньдашань (Китайская Народная Республика), международный трансграничный заповедник в центральной части р. Амура, включив в его состав водно-болотные угодья заповедника "Трехречье" с китайской стороны и государственного природного заповедника "Большехехцирский" с российской стороны и др.;
развития системы сбора, переработки и размещения промышленных и бытовых отходов;
экологического образования и просвещения.
2. Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды в рамках АРАССВА и в рамках соглашений с префектурой Хего.
3. Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Достижение целей и решение задач Стратегии планируется осуществить путем поэтапной реализации Мероприятий по реализации Стратегии и краевых целевых программ, предусматривающих реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.
Целевые прогнозные показатели обеспечения экологической безопасности в Хабаровском крае, достигаемые в установленные Стратегией сроки, приведены в приложении к настоящей Стратегии.
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития края до 2025 года целевые показатели Стратегии разработаны по двум сценариям развития Хабаровского края - инерционному и инновационному.
Инерционный сценарий влечет исчерпание ресурсной базы, увеличение экологического неблагополучия городской среды, отсутствие в бюджетах средств для решения экологических вопросов. Отсрочка финансирования экологических статей может привести к нарастанию проблем не только на краевом, но и на международном уровне в плане ухудшения экологического состояния р. Амура.
За базовый принят инновационный сценарий, который предполагает повышение эффективности и комплексности использования природных ресурсов, внедрение современных технологий, снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Однако при этом возрастает риск внештатных ситуаций, аварийных выбросов, особенно при эксплуатации принципиально новых для региона производств - гидрометаллургического комбината, алюминиевого завода, что требует повышения эффективности экологического контроля.
Ключевой и наиболее затратный блок Стратегии - решение проблем строительства и реконструкции очистных сооружений канализации, обустройства мест размещения твердых бытовых отходов, ликвидации накопленного ущерба в результате банкротства предприятий путем принятия соответствующих федеральных, краевых и муниципальных программ.
В результате реализации Стратегии планируется достигнуть устойчивого снижения вредного влияния факторов загрязнения окружающей среды на здоровье населения и целевых показателей сохранения природы, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в том числе:
снизить объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и сброса загрязненных сточных вод в 2 раза;
снизить удельные уровни воздействия на окружающую среду в 3,3 раза;
увеличить степень обезвреживания и утилизации отходов производства до 80 процентов, отходов потребления - до 25 процентов;
ликвидировать четыре объекта накопленного ущерба, обустроить в соответствии с требованиями санитарно-гигиенического законодательства места размещения отходов;
улучшить состояние водных объектов в крае, используемых для рекреации;
увеличить долю охвата природопользователей государственным экологическим контролем более чем в 10 раз;
довести долю природных территорий, имеющих особый охранный статус, до 10 процентов от территории края;