1. Характеристика проблемы
Одной из важнейших задач социальной политики является развитие здравоохранения и утверждение здорового образа жизни населения. Охрана здоровья населения, доступность медицинской помощи выдвигаются в последнее время в число первоочередных задач. В конечном счете, решение именно вопросов здравоохранения напрямую влияет на демографическую ситуацию в стране.
Материально-техническая база отрасли здравоохранения г. Хабаровска включает в себя 80 зданий, в которых осуществляются медицинские технологии и 3569 единиц дорогостоящей медицинской техники.
Начиная с 2001 года на капитальный ремонт и реконструкцию зданий муниципальных учреждений здравоохранения из средств бюджета городского округа «Город Хабаровска» направлено более 900 млн. рублей. В результате эффективного использования вложений реконструировано 6 зданий, в 27 выполнен полный капитальный ремонт, за три последних года в городе сданы в эксплуатацию после капитального ремонта и реконструкции 12 объектов здравоохранения, в том числе 7 поликлиник, 1 женская консультация, 3 стационара.
В настоящее время требуют реконструкции и ремонта 43 здания. Проведение капитального и текущего ремонтов зданий муниципальных учреждений здравоохранения осуществляется в очередности, определенной сроками лицензирования и требованиями к санитарно-техническому состоянию зданий.
За последние 9 лет в муниципальные учреждения здравоохранения поступило 2258 единиц медицинской техники на сумму 653,6 млн. руб.
Несмотря на то, что уровень соответствия табелю оснащения медицинским оборудованием в целом по отрасли вырос с 25 до 47 процентов, материально-техническая база многих амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений не соответствует утвержденным табелям оснащения и порядкам оказания медицинской помощи. Дальнейшее улучшение оснащенности муниципальных учреждений здравоохранения будет осуществляться с целью приведения их в соответствие с утвержденными табелями оснащения.
Продолжает оставаться сложной ситуация с кадровым обеспечением муниципальных учреждений здравоохранения. Имеющиеся проблемы развития кадрового обеспечения здравоохранения связаны с дефицитом персонала, работающего в первичном звене здравоохранения. Обучению на сертификационных циклах усовершенствования 1 раз в 5 лет подлежат все врачи и средние медицинские работники.
В настоящее время в муниципальных учреждениях здравоохранения отсутствуют условия для хранения медицинских иммунобиологических препаратов. Поставки иммунобиологических препаратов для муниципального образования осуществляются 1 раз в квартал, что составляет более 35 тыс. упаковок. В то же время, в соответствии с нормативными документами хранение иммунобиологических препаратов в учреждениях здравоохранения допускается не более 1 месяца. В целях соблюдения требований по хранению иммунобиологических препаратов управлением здравоохранения организовано их централизованное хранение на складе иммунобиологических препаратов ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Хабаровского края».
При проведении эпидемиологического обследования детского населения г. Хабаровска установлено, что уровень распространенности зубочелюстных аномалий среди детей и подростков составляет 526,9 на 1000 детей. Распространённость зубочелюстных аномалий к 15-ти годам достигает 47,1 процента. Стоматологическими поликлиниками города для лечения зубочелюстных аномалий ежегодно для детей изготавливается до 580 съемных ортодонтических аппаратов и 30 несъемных ортодонтических аппаратов (брекетов). Данный вид медицинской помощи не финансируется за счет средств обязательного медицинского страхования. В первую очередь ортодонтическая помощь оказывается детям-инвалидам с врожденными аномалиями челюстно-лицевой области и лор-органов, а также детям с нарушениями актов глотания, жевания, дыхания и речи.
В рамках реализации городским округом своих полномочий в сфере здравоохранения с 2006 года размещается муниципальный заказ на оказание гарантированных объемов бесплатной медицинской помощи жителям Железнодорожного округа в негосударственных лечебно-профилактических учреждениях, так как на его территории обслуживания отсутствуют муниципальные учреждения здравоохранения. Муниципальный заказ размещается в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ. Данные учреждения здравоохранения за оказание медицинской помощи населению города получают средства обязательного медицинского страхования и муниципального бюджета на принципах софинансирования расходов.
В 2008 году Указом Президента РФ от 28.04.2008 N 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» определены показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области здравоохранения. Одним из показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления определен показатель удовлетворенности населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных). Изучение мнения пациентов муниципальных учреждений здравоохранения проводится методом социологического исследования - анкетного опроса.
Для оптимизации использования имеющихся ресурсов необходимо продолжить внедрение автоматизированных систем управления процессами, происходящими в отрасли, в муниципальных учреждениях здравоохранения.
К настоящему времени перед муниципальным здравоохранением поставлен ряд новых задач: организация удаленной записи пациентов в поликлиники; подключение к единой многофункциональной сети города; защита информации в единой городской медицинской информационной системе должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством и др. Это обусловливает необходимость ускоренного внедрения в отрасль современных информационных технологий.
Дальнейшая информатизация отрасли обеспечит повышение доступности для населения медицинской помощи и улучшение ее качества за счет оптимального использования имеющихся ресурсов и сокращения непроизводительных расходов. Автоматизация сбора информации и управления обеспечит полный контроль над процессами, происходящими в отрасли, и принятие грамотных управленческих решений.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить оптимизацию функционирования муниципальных учреждений здравоохранения, проведение планомерной деятельности по совершенствованию медицинской помощи всем категориям населения, укрепление материально-технической базы отрасли и ее кадрового потенциала, достижение основных целей Программы и тактических задач, обеспечивающих повышение социально-экономической эффективности системы здравоохранения.