Система экологического образования города Хабаровска
Дошкольное | Школьное и дополнительное | Профессиональное (вузовское) | Повышение квалификации | |
Цель | формирование основ экологической культуры и творческого мышления у детей дошкольного возраста | воспитание граждан, обладающих экологическим мировоззрением и на этой основе осуществляющих экологически целесообразное поведение и деятельность, направленные на улучшение качества жизни. | подготовка высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие знания, умения и навыки в области экологии и устойчивого развития, способных интегрировать полученные знания в политические решения и программы государственного развития в будущей профессиональной деятельности | получение основных знаний в области экологии, экологического права, управления природопользованием государственным служащим, специалистам, задействованным в экономике, принимающим ответственные решения на государственном и региональном уровнях, а также повышение профессионального уровня экологов. |
Задачи | - доступная для ребенка передача начальных знаний об окружающей среде, ее значении для человека; - воспитание любви к природе, необходимости ее охраны; - формирование у детей экологического мышления и адекватного поведения с осознанием себя неотъемлемой частью природы. | - формирование системы знаний, необходимых для понимания сложных процессов в системе «человек - общество - техника - природа», а также системы практических навыков и умений экологического характера; - формирование бережного отношения к природе, основанного на чувстве сопричастности и ответственности по отношению к ней; - развитие способности к причинно-следственному анализу экологических проблем и прогнозу последствий деятельности человека. | - дифференцированная и обязательная экологизация всех образовательных направлений и специальностей; - подготовка профессиональных экологов в формате задач устойчивого развития; - подготовка научных кадров в области экологии и устойчивого развития через аспирантуру и докторантуру. | - постоянное обновление содержания, методов и форм повышения квалификации в области экологического образования; - создание и распространение учебно-методических комплексов, дистанционного образования; - развитие и внедрение информационных технологий. |
Воспитание сознательного, экологически образованного и культурного гражданина невозможно без привлечения его к участию в практических делах. Городской детский эколого-биологический центр под руководством управления образования администрации города при участии управления по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации города ежегодно организует и проводит такие мероприятия как трудовой десант юных экологов в защиту окружающей среды, экологические рейды по очистке береговой зоны Амура, акции «Сохраним природу родного края», «Чистый город», «Дни защиты от экологической опасности», «Двор моего детства» и другие.
Ежегодно из числа школьников 7 - 10-х классов формируются отряды «Защитники природы» с общим охватом до 140 человек. Отряды работают в период летних каникул и выполняют не только санитарные функции, но и ведут активную экологическую пропаганду среди своих сверстников и взрослого населения, призывая их к бережному отношению к природе, к соблюдению чистоты и порядка в местах проживания и отдыха горожан.
Систему экологического образования в высших учебных заведениях города можно представить как четырехуровневую:
- общетеоретический курс «Экология» (блок естественнонаучных дисциплин, федеральный компонент);
- специализированные природоохранные курсы (в блоке специальных дисциплин или национально-региональный компонент);
- экологизация учебных предметов, в первую очередь спецдисциплин;
- подготовка специалистов-экологов.
В Тихоокеанском государственном университете общетеоретический курс «Экология» предусмотрен в учебных планах большинства специальностей на 1 - 3-х курсах. Исключение составляют специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», «Лесное и лесопарковое хозяйство» и «Землеустройство», где предусмотрено углубленное изучение курса «Экология». В то же время экологическая подготовка полностью отсутствует на специальностях «Менеджмент организации», «Архитектура», «Дизайн архитектурной среды», юридических, экономических.
В Хабаровской государственной академии экономики и права практически отсутствует курс экологии, который должен быть базовым для специального курса экономики природопользования.
На небиологических факультетах Дальневосточного государственного гуманитарного университета предусмотрен довольно широкий спектр экологических дисциплин: «Проблемы социальной экологии», «Социальная экология», «Экология человека», «Экология», «Экологический менеджмент», «Биология с основами экологии». На филологическом и историческом факультетах экологическая подготовка отсутствует.
Таким образом, прослеживается достаточно устойчивая тенденция отсутствия общеобразовательных экологических курсов в подготовке «гуманитариев» (менеджеры, архитекторы, филологи, коммерсанты, финансисты, историки, юристы). Между тем, главным условием перехода к устойчивому развитию является экологизация мышления, реализуемая через знание экологических проблем и формирование экологического мировоззрения, бережного отношения к окружающей природной среде, представлений о человеке как о части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы. Нет экологических знаний - нет представления об экологических проблемах и экологических ситуациях, нет беспокойства о среде обитания для себя и будущих поколений.
Не менее опасным является отсутствие специализированных природоохранных курсов в учебных планах технологических и технических специальностей, связанных с интенсивным потреблением ресурсов и воздействием на окружающую среду. В Тихоокеанском государственном университете отсутствуют природоохранные курсы в учебных планах специальностей института транспорта и энергетики, хотя вклад транспорта в загрязнение природной среды превышает вклад стационарных источников. Нет природоохранных дисциплин у механических, дорожных, лесотехнических специальностей (за исключением «Технологии химической переработки древесины»). У некоторых специальностей («Автомобильные дороги», «Производство строительных конструкций», «Организация перевозок» и др.) эти курсы исчезли при переходе на новые учебные планы. Имеются отдельные положительные примеры, как например изучение дисциплины в учебных планах специальности «Литейное производство» «Экологические проблемы металлургических производств» и «Ресурсо- и энергосбережение в литейном производстве». Введены курсы «Охрана окружающей среды» в учебных планах специальностей «Водоснабжение и водоотведение», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Защита в чрезвычайных ситуациях», «Открытые горные работы». Студенты, обучающиеся по специальности «Городское строительство и хозяйство», изучают двухсеместровый курс «Экология городской среды».
«Экологизация» спецдисциплин в лучшем случае ограничивается ознакомлением студентов с устройствами и установками очистки выбросов или сбросов, входящими в состав технологических схем производственных процессов.
В дипломных проектах и выпускных квалификационных работах, как правило, раздел «Охрана окружающей среды» либо отсутствует, либо представлен 2 - 3 страницами общих фраз из учебника, далеко не всегда имеющего отношение к теме работы.
Подготовкой специалистов-экологов в г. Хабаровске занимаются Тихоокеанский государственный университет (специальность «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов» (ООС), квалификация инженер-эколог, подготовка начата в 2000 г.) и Дальневосточный государственный гуманитарный университет («Экология», квалификация - эколог, подготовка ведется с 2002 г.).
Большое внимание уделяется научной работе студентов, которые участвуют в региональных и международных конференциях, краевом фестивале «Студенческая весна», Всероссийской олимпиаде «Созвездие», региональных турах Всероссийской олимпиады по экологии и завоевывают призовые места, и дипломы.
В Дальневосточном государственном университете путей сообщения ведется выпуск инженеров по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере», специализация «Мониторинг безопасности и экологичности среды», изучающих дисциплины «Экология», «Экология промышленности и транспорта», «Природопользование», «Источники загрязнения среды обитания», «Мониторинг среды обитания», «Системы защиты среды обитания», «Охрана окружающей среды от выбросов котельных установок». В дипломных проектах введен раздел «Охрана окружающей среды». Часть дипломных работ посвящена разработке природоохранной документации предприятий, управлению в сфере природопользования, экологическому аудиту.
Повышение квалификации руководителей и специалистов предприятий и организаций города в области охраны окружающей среды и экологической безопасности осуществляют ГОУ ВПО «Тихоокеанский государственный университет» и КГУ ДПО «Хабаровский институт повышения квалификации кадров в области экологии и природопользования» по следующим программам:
- обеспечение экологической безопасности при работах в области обращения с опасными отходами;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами экологических служб и систем экологического контроля;
- обеспечение экологической безопасности руководителями и специалистами общехозяйственных систем управления.
Систему экологического образования города Хабаровска дополняют мероприятия, реализуемые администрацией города в рамках целевых экологических программ. С 2001 по 2010 годы из средств бюджета города направлено 21,4 млн. руб. на организацию и развитие экологического образования и просвещения. За счет указанных средств осуществляется поддержка деятельности детских, молодежных общественных природоохранных организаций, издание печатной продукции, публикация в средствах массовой информации материалов по вопросам состояния окружающей среды города, проведение семинаров по вопросам обеспечения экологической безопасности для специалистов предприятий и организаций города, проведение Дней защиты от экологической опасности и других мероприятий экологической направленности.
Мониторинг Стратегического плана устойчивого развития города Хабаровска до 2020 года, анализ итогов реализации двух Программ по улучшению экологического состояния города показали, что создание условий для комфортного и безопасного проживания жителей города невозможно без активного участия в этих процессах самих горожан, общественных и иных некоммерческих объединений, трудовых коллективов города.
Долгосрочная целевая программа «Улучшение экологического состояния города Хабаровска на период 2011-2015 гг.» предусматривает следующие основные направления в области экологического образования и просвещения: