Недействующий

О краевой целевой программе "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Хабаровского края на 2011-2015 годы" (с изменениями на 30 сентября 2013 года)

1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы

Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения (объекты тепло-, энерго- и водоснабжения, водоотведения и др.), а также минимизация потерь от землетрясений в районах края с высоким уровнем сейсмических рисков являются важными факторами устойчивого социально-экономического развития края.

В соответствии с современными картами общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97) уровень сейсмического риска на территории края значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.

С учетом новых карт практически вся территория края при определенных условиях может быть отнесена к территориям с сейсмичностью 7 баллов, а некоторые районы - к территориям с сейсмичностью 8 - 9 баллов.

Долгосрочный прогноз сейсмической опасности (вероятностный прогноз землетрясений) осуществляется по карте ОСР-97-А (период повторяемости сотрясений 500 лет). По этой карте к сейсмоопасным районам края, характеризующимся сейсмической интенсивностью сотрясений 7 и более баллов по макросейсмической шкале MSK-64, относится три четверти территории края. На территории края с сейсмичностью 7 баллов находятся более 70 населенных пунктов в Аяно-Майском, Ванинском, Верхнебуреинском, Комсомольском, имени Лазо, имени Полины Осипенко, Охотском, Солнечном, Тугуро-Чумиканском, Ульчском муниципальных районах.

На территориях края с сейсмичностью 8 баллов находятся населенные пункты: с. Большие Санники, с. Власьево, с. Датта, пос. Де-Кастри, с. Константиновка, с. Красное, рп. Лазарев, рп. Лососина, с. Нигирь, пос. Нижнее Пронге, г. Николаевск-на-Амуре, пос. Озерпах, с. Оремиф, пос. Пуир, г. Советская Гавань, с. Согда, рп. Тырма.

Особо неблагоприятным представляется тот факт, что до 2000 года большая часть территорий обжитых районов края относилась по сейсмическому районированию к сейсмически безопасным (5-, 6-балльным) зонам.

В связи с этим практически на всей территории края строительство велось в расчете на 6 баллов, соответственно, большинство зданий и сооружений не рассчитано на сейсмические события в 7 и более баллов.

К тому же большая часть существующего жилищного фонда была возведена 20 - 50 лет назад и имеет значительный износ.

По предварительным данным, в крае дефицит сейсмостойкости (от одного до трех баллов) имеют жилые дома общей площадью 1 580 тыс. кв. метров (499 объектов), 48 объектов социально-культурного назначения общей площадью 93,8 тыс. кв. метров, а также 6 объектов жизнеобеспечения общей площадью 4,4 тыс. кв. метров.

Существенное увеличение площадей территорий повышенной сейсмической опасности по сравнению с прежними представлениями, принципиально новый дифференцированный подход к оценке сейсмической опасности, а также сохраняющаяся неопределенность из-за недостатка сейсмических сведений являются весомыми аргументами необходимости проведения работ по уточнению сейсмичности на территории края, детальному объектному и сейсмическому микрорайонированию в целях использования полученных данных для проведения мероприятий по повышению сейсмической безопасности и защиты объектов различного назначения на территории края.

Сейсмичность края изучена слабо, что связано с рядом причин, основными из которых являются сравнительно недавнее освоение этой территории России и недостаточное техническое оснащение сейсмологических наблюдений на территории региона. Тем не менее, накопленные к настоящему времени данные позволяют дать общую сейсмологическую характеристику территории края.

За последние 30 лет сейсмичность материковой части юга Дальнего Востока существенно возросла. В период 2001-2007 годов на территории Приамурья и Приморья ежегодно зарегистрировано 400 - 500 землетрясений с балльностью более двух.

Сейсмологический мониторинг территории России осуществляется Геофизической службой Российской академии наук. На территории края сейсмостанции расположены в городах Хабаровске, Николаевске-на-Амуре, в поселках Горный, Ванино, Охотск, Чегдомын. Данная сеть из шести сейсмостанций не позволяет фиксировать по всей территории края слабые землетрясения, по которым можно прогнозировать увеличение сейсмоактивности. По этой же причине на территории края возможен пропуск землетрясений, которые могут вызвать сотрясения интенсивностью около 5 баллов.

Карты общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97) дают долгосрочный прогноз сейсмической опасности на новой методологической основе с учетом современных научных достижений. Методика краткосрочного прогноза землетрясений отсутствует.

В этой связи в качестве приоритетных направлений в области обеспечения сейсмической безопасности в ближайшей и среднесрочной перспективе следует рассматривать:

- минимизацию как людских (погибшие и пострадавшие граждане), так и материальных (ущерб, наносимый зданиям и сооружениям) потерь, понесенных вследствие разрушительных землетрясений;

- создание необходимых условий для бесперебойного функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения во время сейсмических событий и ликвидации их последствий.

Значительная часть территории края по сравнению с прежними представлениями характеризуется повышенным уровнем сейсмического риска. Развитие опасных геологических процессов природного и природно-техногенного характера усугубляет возможные разрушительные последствия землетрясений. Все это определяет необходимость обеспечения на территории края сейсмической безопасности населения и устойчивости материально-технических объектов в пределах показателей приемлемого риска.

Требуемый уровень сейсмической безопасности не может быть обеспечен только в рамках основной деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления края и собственников различных объектов и сооружений. Характер проблемы требует наличия долговременной стратегии и применения организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.

Проблема обеспечения сейсмической безопасности населения на сейсмоопасных территориях края является комплексной, требующей межведомственных решений и согласований, оценки и прогноза не только прямого, но и косвенного ущерба, реализации значительного количества многоуровневых задач в масштабе края.

Реализация мероприятий Программы требует скоординированных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления края, максимальная результативность которых может быть обеспечена только с использованием программно-целевых механизмов.

Таким образом, основным методом решения указанных задач является программно-целевой метод.