МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Хабаровского края

Решение коллегии

от 02 декабря 2003 года N 4


Об итогах проведения эксперимента по введению единого
государственного экзамена в Хабаровском крае в 2003
году и постановке задач эксперимента на 2004 год



Заслушав и обсудив доклад первого заместителя министра образования Хабаровского края И.А. Иванцевой по итогам проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в Хабаровском крае в 2003 году, коллегия отмечает, что во исполнение постановлений Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 119 "Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена", Губернатора Хабаровского края от 11.12.2002 N 500 "Об участии образовательных учреждений общего среднего образования, среднего специального и высшего профессионального образования Хабаровского края в эксперименте по введению единого государственного экзамена" министерство образования края совместно с муниципальными органами управления образования и образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования приняли участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена в Хабаровском крае (далее - эксперимент).

В эксперименте участвовало 15 муниципальных образований, 294 общеобразовательных учреждения, 8 государственных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов, 25 государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Количество сдававших выпускные и вступительные экзамены в форме единого государственного экзамена в первой "волне" составило 13740 человек, участников вступительных испытаний во второй "волне" - 3389 абитуриентов.

В целях организации и обеспечения эксперимента в 2003 году в крае:

разработана необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая процедуру проведения эксперимента, организацию приема в вузы, ссузы;

созданы организационные структуры: координационный совет по подготовке и проведению эксперимента, экзаменационная и конфликтная комиссии, предметные комиссии, пункты первичной обработки информации;

в структуре министерства образования края создан сектор оценки качества образования и сопровождения единого государственного экзамена, в структуре Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров - региональный центр обработки информации Хабаровского края;

начата работа по созданию региональной базы данных выпускников образовательных учреждений, специалистов, обеспечивающих ЕГЭ, выдачи свидетельств;

проведена подготовка специалистов, обеспечивающих проведение ЕГЭ (организаторов, операторов, членов предметных комиссий по проверке открытых заданий и т.д.);

проведена работа по организации эксперимента со всеми муниципальными органами управления образованием: разработаны схемы эксперимента, краевые программы организации и проведения ЕГЭ, краевые нормативные, инструктивные, методические документы и материалы и др.;

осуществлена поставка оборудования в пункты первичной обработки информации и региональный центр обработки информации;

проведена работа с ссузами и вузами по участию в эксперименте: определение направлений и специальностей для зачисления по результатам ЕГЭ, разработка правил приема в учебные заведения, работа с федеральной базой свидетельств о результатах ЕГЭ и др.;

проведены 63 семинара, совещания, заседания государственной экзаменационной комиссии, Координационного совета по организации подготовки и проведения ЕГЭ;

организована работа по информированию заинтересованных организаций, образовательных учреждений-участников эксперимента и СМИ о подготовке и ходе проведения.

Анализ хода проведения ЕГЭ и его результатов показал, что практически не было нарушений процедуры проведения экзамена, отсутствовали нарушения, связанные с информационной безопасностью; выпускникам были созданы комфортные условия при прохождении итоговой аттестации и вступительных испытаний; возросло внимание общественности, органов власти, средств массовой информации к образованию и положению дел в образовательных учреждениях.

По итогам эксперимента были получены следующие результаты:

апробирован реальный механизм совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в вузы. По предъявлению свидетельств по результатам ЕГЭ 3625 выпускников общеобразовательных учреждений края поступили в высшие учебные заведения;

подтверждена возможность достижения целей, поставленных при проведении ЕГЭ: обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; расширение возможностей для выбора профессионального учебного заведения; обеспечение государственного контроля и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников; повышение доступности высшего и среднего профессионального образования;

получен первый опыт практического использования ЕГЭ как одного из средств управления качеством образования;

получена более объективная и сравнимая оценка подготовленности выпускников: неудовлетворительных отметок по разным предметам от 8% до 18% от числа сдававших (по России от 6,0% до 14,3%), отличных отметок - от 3% до 8% (по России от 5,5% до 16,0%), в т.ч. от 90 до 100 баллов - 0,6% (по России 0,7%).

Эксперимент обострил ряд проблем, которые нуждаются в дальнейшей проработке в 2004 году:

в силу географических особенностей Хабаровского края, территориальной удаленности населенных пунктов от краевого центра, высоких энергетических и транспортных тарифов технология ЕГЭ-2003 не могла быть использована в северных территориях: Аяно-Майском, им. П.Осипенко, Тугуро-Чумиканском, Охотском районах;

существующая в Хабаровском крае телекоммуникационная сеть не позволяла эффективно транспортировать большой объем информации;

требует усиления вертикаль управления подведомственными Министерству образования Российской Федерации учреждениями профессионального образования, участвующими в эксперименте, по вопросам взаимодействия с региональными органами управления образованием и общественно-государственными структурами, созданными для организации и контроля за ходом ЕГЭ;

недостаточна проработка нормативной базы, регулирующей процедуру экзаменов в ходе итоговой аттестации и вступительных испытаний;

требует совершенствования практика привлечения общественных наблюдателей за проведением ЕГЭ.

Ход эксперимента и его результаты в целом оцениваются участниками эксперимента как положительные.

В соответствии с вышеизложенным коллегия

решила:

1. Отметить положительные результаты организационно-технологического сопровождения эксперимента по введению ЕГЭ в 2003 г. в Хабаровском крае.

2. Департаментам общего, высшего и среднего профессионального образования министерства образования края (Иванцева И.А., Левченко А.В.), совету ректоров высших учебных заведений (Григоренко В.Г.), совету директоров учреждений среднего профессионального образования (Корниенко Н.Н.), руководителям муниципальных органов управления образованием:

2.1. Провести в 2004 г. эксперимент по введению ЕГЭ в 17 муниципальных образованиях края по 8 общеобразовательным предметам: математике, русскому языку, физике, химии, истории России, биологии, обществознанию, географии.

2.2. Организовать работу по выполнению Программы министерства образования Хабаровского края по подготовке и проведению эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2003/2004 учебном году, утвержденную приказом министерством образования края от 03.11.2003 N 797.

3. Департаменту высшего и среднего профессионального образования (Левченко А.В.), совету ректоров высших профессиональных учебных заведений (Григоренко В.Г.), совету директоров учреждений среднего профессионального образования (Корниенко Н.Н.):

3.1. Обеспечить выполнение пп. 7, 8, 9 Приказа Министерства образования Российской Федерации от 31.10.2003 N 4089 "О реализации решения коллегии Минобразования России "Об итогах проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2001-2003 гг. и планах его организации на 2004 год".

3.2. Предусмотреть в срок до 01.02.2004 информирование участников ЕГЭ об утвержденных правилах приема через собственные сайты, информационные стенды и средства массовой информации.

3.3. Провести анализ успеваемости студентов первого курса в части определения корреляции между результатами ЕГЭ и итогами зимней сессии в сравнении с успеваемостью студентов, поступивших традиционным способом.

4. Департаменту высшего и среднего профессионального образования (Левченко А.В.):

4.1. Подготовить и довести до сведения муниципальных органов управления образованием в срок до 01.02.2004 информацию о перечне направлений и специальностей, по которым вступительные испытания будут проводиться в форме и по материалам ЕГЭ.

4.2. Обеспечить контроль за участием в эксперименте по введению ЕГЭ учреждений высшего и среднего профессионального образования.

5. Департаменту общего образования министерства образования края (Иванцева И.А.):

5.1. Предусмотреть совершенствование краевых нормативных документов по организации и проведению эксперимента.

5.2. Провести работу по участию в первой "волне" эксперимента выпускников вечерних (сменных) школ, выпускников образовательных учреждений прошлых лет.

5.3. Организовать работу по формированию краевых баз данных выпускников, образовательных учреждений и баз свидетельств о результатах ЕГЭ.

5.4. Организовать контроль за реализацией программы подготовки руководителей и организаторов пунктов проведения ЕГЭ в муниципальных органах управления образованием.

5.5. Изучить работу управления образованием администрации г. Советская Гавань с Советско-Гаванским районом, комитета по образованию Ульчского района, отдела образования администрации района им. Лазо по управлению качеством образования.

5.6. Провести августовскую краевую научно-практическую конференцию по вопросам качества образования.

5.7. Принять меры по привлечению общественных наблюдателей во время проведения ЕГЭ.

5.8. Совместно с руководителями отделов образования Охотского, им. П.Осипенко районов (Муратова Л.И., Чикунова Л.И.) в срок до 30.12.2003 разработать транспортные и финансовые схемы участия в эксперименте.

5.9. Совместно с советом ректоров высших профессиональных учебных заведений (Григоренко В.Г.) в срок до 01.01.2004 разработать Положение о краевом этапе Всероссийской олимпиады и утвердить правила приема в вузы победителей и призеров краевых олимпиад по общеобразовательным предметам.

6. Муниципальным органам управления образованием:

6.1. Обеспечить проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена в 2004 году.

6.2. Создать базу данных выпускников 2004 года.

6.3. Использовать данные о подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений для управления качеством образования в районе.

6.4. Обеспечить повышение информированности населения о подготовке и ходе проведения ЕГЭ.

7. Хабаровскому краевому институту переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров (Кузнецова А.Г.), заместителю министра образования края (Меркушева Г.Д.):

7.1. В срок до 01.02.2004 разработать программу повышения квалификации учителей для работы в классах с углубленным изучением предметов, профильным обучением на старшей ступени общего образования.

7.2. Разработать рекомендации для районных, школьных методических объединений по разделам учебных программ, вызывающим наибольшее затруднение в деятельности учителей-предметников.

7.3. Изучить возможность организации подготовки тестологов.

7.4. Обеспечить постоянную работу сайта www.khv.ru/edu/ippk в целях информационного сопровождения эксперимента, обеспечения обратной связи с заинтересованными лицами.

7.5. Предусмотреть расширение тематики спецкурсов, связанных с введением единого государственного экзамена, по заявкам образовательных учреждений.

7.6. Совместно с советом ректоров высших профессиональных учебных заведений, советом директоров учреждений среднего профессионального образования создать предметные научно-исследовательские коллективы и принять участие в конкурсе Министерства образования Российской Федерации по формированию банка заданий ЕГЭ.

7.8. Совместно с департаментом высшего и среднего профессионального образования разработать график и организовать проведение семинаров по наиболее трудным разделам учебных программ для учителей средних школ края в дни зимних и весенних каникул на базе вузов.

8. Просить глав муниципальных образований рассмотреть возможность включения в штатное расписание управлений образованием штатных единиц специалистов, занимающихся мониторингом качества образования и обеспечения ЕГЭ.

9. Контроль за выполнением решения возложить на департаменты министерства образования Хабаровского края:

департамент общего образования (Иванцева И.А.);

департамент высшего и среднего профессионального образования (Левченко А.В.).

     

Председатель коллегии
Л.Ф. Обухова

     
Секретарь коллегии
Н.В. Целуйко

     


Текст документа сверен по:
Официальная рассылка



Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»