Недействующий

Об организации и проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений общего ... (Утратил силу на основании Приказа Министерства образования Хабаровского края от 30 сентября 2008 года N 1141)

    
Логопеды


1. Логопедия как наука.

Логопедия как раздел коррекционной педагогики. Предмет и задачи логопедии. Понятийный аппарат логопедии.

2. Анализ речевых нарушений.

Речевая функциональная система. Понимание нормы и нарушения речи. Разграничение речевого нарушения и сходных состояний. «Симптом и симптоматика нарушения речи», «патогенез нарушения речи». Определение структуры речевого дефекта. Понятия, используемые при устранении речевых нарушений. Комплексный подход к анализу речевых нарушений.

3. Классификация нарушений речи.

Основания классификации речевых нарушений. Виды речевых нарушений, выделяемых в клинико-педагогической, психолого-педагогической классификациях.

4. Принципы и методы логопедического воздействия.

Особенности использования в логопедической работе практических, словесных и наглядных методов обучения.

5. Организация логопедической помощи.

Организация логопедической помощи детям дошкольного возраста. Организация логопедической помощи детям младшего школьного возраста. Организация логопедической помощи подросткам и взрослым.

6. Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим и общим недоразвитием речи.

6.1. Понятие общего недоразвития речи как структурного нарушения речи. Причины и механизмы общего недоразвития речи. Характеристика детей с общим недоразвитием речи. Дифференциальная диагностика общего недоразвития речи. Периодизация общего недоразвития речи (по Р.Е.Левиной). Особенности логопедической работы с неговорящими детьми. Приемы активизации речевого подражания у неговорящих детей. Преодоление лексических нарушений у детей с ОНР. Различие в содержании работы на разных этапах коррекционной логопедической работы. Логопедическая работа по преодолению нарушений словоизменения у детей с ОНР. Различие в содержании работы на разных этапах коррекционной логопедической работы. Логопедическая работа по преодолению нарушений словообразования у детей с ОНР. Различие в содержании работы на разных этапах коррекционной логопедической работы.

6.2. Преодоление нарушений звукопроизношения у детей с ОНР и ФФН. Использование дидактических игр и игровых приемов на этапе автоматизации и дифференциации. Преодоление нарушений фонематического слуха у детей с ФФН и ОНР. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР. Различие в содержании работы на разных этапах коррекционной логопедической работы. Этапы формирования фразовой речи у детей с ОНР (однословного предложения, простого двусоставного предложения, распространение двусоставного предложения). Содержание и приемы логопедической работы. Расширение объема предложения. Формирование сложного предложения. Содержание и приемы логопедической работы по формированию диалогической речи у детей с ОНР. Приемы логопедической работы. Виды и содержание работы по обучению детей с ОНР элементам описательной речи. Логопедическая работа по развитию связной речи у детей с ОНР. Методы и приемы обучения детей с ОНР рассказыванию. Понятие и механизмы фонетико-фонематического недоразвития речи. Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Коррекционная работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей младшего школьного возраста. Подготовка детей с ОНР и ФФНР к овладению навыками чтения. Предупреждение дисграфии и дислексии.

7. Виды речевых нарушений и их коррекция.

7.1. Дислалия. Определение. Причины. Формы дислалии (механическая и функциональная дислалия), разновидности (замены, смешения, искажения, отсутствие звука), три основных формы дислалии (акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая, артикуляторно-фонетическая). Виды дислалии (сигматизм, парасигматизм, ротацизм, параротацизм, ламбдацизм, параламбдацизм, каппацизм, йотацизм, гаммацизм, хитизм и др.). Характеристика основных нарушений свистящих звуков. Характеристика основных нарушений шипящих звуков. Характеристика основных нарушений звуков [л], [л'], [р], [р']. Характеристика основных нарушений заднеязычных, переднеязычных звуков и звука [й]. Этапы коррекционной работы по преодолению нарушений звукопроизношения.

7.2. Ринолалия. Определение, этиология, классификация. Влияние ринолалии на физическое и психическое развитие ребенка. Профилактика тяжелых нарушений речи при ринолалии. Организация лечебной и профилактической помощи при расщелинах неба. Этапы логопедического воздействия при открытой ринолалии (дооперационный, послеоперационный, этап коррекции звукопроизношения и полной автоматизации новых навыков), цель и содержание работы на каждом этапе (Ермакова И. И.). Принципы логопедической работы при открытой ринолалии (Ипполитова А. Г.).

7.3. Дизартрия. Понятие. Причины дизартрии. Характеристика ведущих синдромов нарушений речи при дизартрии. Классификация дизартрии (на основе локализации поражения, по степени выраженности дефекта и понятности речи, на основе синдромологического подхода). Понятие стертой дизартрии. Особенности проявления речевой и неречевой симптоматики. Особенности обследования детей, подростков, взрослых с дизартрией. Понятие комплексного медико-педагогического воздействия при дизартрии. Направления и содержание логопедической работы при дизартрии. Общая характеристика нарушений голоса. Классификация голосовых нарушений. Развитие голоса у детей. Функциональные нарушения голоса. Органические нарушения голоса. Обследование лиц с нарушениями голоса. Восстановление голоса при парезах и параличах гортани. Особенности восстановительной работы при нарушениях голоса в случаях удаления гортани. Восстановление голоса при хронических ларингитах. Восстановление функциональных нарушений голоса.

7.4. Заикание, этиология заикания. Симптоматика заикания. Виды и формы заикания. Схема обследования речи заикающихся. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с невротической формой. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика заикающихся с неврозоподобной формой. Дифференциальные признаки невротической и неврозоподобной формы заикания. Анализ методик преодоления заикания (Власова Н.А, Е. Ф. Рау, Н. А. Чевелева, Миронова С. А., Селиверстов В. И., Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Л. П. Успенская, Л.З. Андронова-Арутенян). Комплекный подход к преодолению заикания.

7.5. Определение дислексии и дисграфии. Этиология нарушений письменной речи, психологический и психолингвистический аспекты механизмов нарушений чтения и письма. Симптоматика дислексии. Классификация дислексий. Симптоматика дисграфии. Классификация дисграфий. Обследование речи детей с нарушениями чтения и письма. Методика логопедической работы по устранению нарушений письменной речи. Методика логопедической работы по устранению нарушений устной речи.

7.6. Алалия. Определение алалии. Причины алалии. Симптоматика и механизмы алалии. Классификация алалии. Психолого-педагогическая и речевая симптоматика моторной и сенсорной алалии. Система коррекционно-логопедической работы при сенсорной алалии. Система коррекционно-логопедической работы при моторной алалии. Дифференциальная диагностика алалии и отсутствия речи при других сходных состояниях: РДА, анартрии, тугоухости, детской афазии, умственной отсталости.

7.7. Афазия. Определение афазии. Причины афазии. Классификация афазий по Лурия А. Р. Принципы и организация восстановительного обучения при афазии. Проблема компенсации данного дефекта.