Недействующий

Об организации и проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений общего ... (Утратил силу на основании Приказа Министерства образования Хабаровского края от 30 сентября 2008 года N 1141)

Воспитатель детского дома


1. Нормативно-правовое обеспечение деятельности специалистов учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Социальная политика государства в области защиты прав и свобод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательные и нормативные документы, регламентирующие деятельность учреждений общественного воспитания. Понятие правового статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Инновационные модели постинтернатной адаптации выпускников детских домов.

2. Психолого-педагогические основы деятельности воспитателя детского дома

Психолого-педагогическая характеристика и сопровождение воспитанников детского дома. Понятие депривации, ее виды. Анализ содержания тревог воспитанников детского дома. Предпосылки для возникновения у детей личностной тревожности. Определение понятия “акцентуация характера”. Отличия между акцентуациями характера и психопатиями. Явная и скрытая акцентуация характера. Основные типы акцентуаций характера.

Психология девиантного поведения подростков. Реабилитация и ресоциализация дезадаптированных детей и подростков. Формы девиантного поведения (аддиктивное, деликвентное, суицидальное). Факторы, способствующие возникновению девиантного поведения. Понятие психолого-педагогической реабилитации и поддержки детей, имеющих сложности личностного развития. Позиция педагога в процессе психолого-педагогической поддержки. Закономерности психолого-педагогической работы с детьми с девиантным поведением. Принципы организации педагогической поддержки, направленной на предупреждение и преодоление девиантности несовершеннолетних. Механизм психолого-педагогической поддержки в решении индивидуальных проблем (О.С. Газман). Вывод о сущности и слагаемых психолого-педагогической деятельности с детьми, имеющими сложности личностного развития в современных условиях.

Классификация детей «группы риска» как субъектов сопровождения. Основные понятия системы комплексного сопровождения социализации ребёнка входящего в группу социального риска. Составляющие комплексного сопровождения как социально педагогической технологии. Деятельность школьных специалистов, осуществляющих сопровождение.

Социально-психологический климат в детском коллективе и методы его диагностики.

Мониторинг детского неблагополучия. Основные понятия: индекс благополучия, типологизация детей по реальным жизненным ситуациям

Требования к санитарно-гигиеническому режиму, к сохранению здоровья воспитанников.

3. Процесс воспитания, его научно-организационные и методические основы

Процесс воспитания: понятие, цель, задачи, основные направления воспитательного процесса в детском доме, его особенности, составные части. Средства воспитания как средства непосредственного и опосредованного влияния.

Проблема совершенствования воспитательного процесса на современном этапе развития общества.

Принципы воспитания: общие с общеобразовательными учреждениями и специфические для системы учреждений общественного воспитания.

Планирование работы воспитателя.

4. Методы воспитания

Методы воспитания: понятие, классификация методов воспитания (по направленности, характеру деятельности воспитателя и воспитанников, по месту в процессе воспитания).

Педагогическая классификация методов воспитания (по организации и самоорганизации детского воспитательского коллектива; методы целенаправленного повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия; методы побуждения к саморегуляции и самовоспитанию).

Классификация методов воспитания на основе концепции деятельности. Характеристика методов формирования сознания, воли, чувств (беседа, рассказ, объяснение, убеждение); методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогические требования, создание общественного мнения, приучения, упражнения, поручения); методов стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).

Методы воспитания, традиционно используемые в системе учреждений общественного воспитания (практические, словесные, стимулирующие).

5. Формы организации воспитательного процесса

Формы воспитания: понятие, критерии выделения основных форм воспитания (по количеству охватываемых процессом воспитания людей; по месту в целостном педагогическом процессе). Формы организации воспитательного процесса. Методика организации и проведения различных внеклассных мероприятий, самоподготовки.

Сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании как условия успешности индивидуальной работы со школьниками.

Требования к планированию и анализу занятий.

6. Система трудового воспитания в детском доме

Трудовое воспитание: понятие, цель, задачи, характеристика содержания. Формы организации общественно полезной трудовой деятельности и виды общественно полезного труда. Организация профориентационной работы

7. Физическое воспитание