Недействующий

Об организации и проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений общего ... (Утратил силу на основании Приказа Министерства образования Хабаровского края от 30 сентября 2008 года N 1141)

Воспитатель специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида


1. Специальная педагогика как наука

Специальная педагогика как отрасль педагогической науки: понятие, объект, предмет, задачи. Категориальный аппарат специальной педагогики и история его развития.

Исторический аспект становления специальной педагогики и ее современное состояние. Место специальной педагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками. Научные и методологические основы специальной педагогики, дифференциация специальной педагогики на современном этапе.

Ведущие направления научного поиска, актуальные проблемы и перспективы развития специальной педагогики.

Роль педагогических исследований в процессе совершенствования специального образования. Взаимосвязь между педагогической наукой, исследовательской деятельностью, педагогической инновацией.

2. Дети с нарушением психического развития. Состав учащихся специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида (для детей с нарушением интеллекта)

Характеристика понятий («дефект», «норма», «патология», «дизонтогенез»). Биологическое и социально-психологическое толкование терминов.

Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому). Характеристика основных видов нарушения психического развития у детей.

Понятие об умственной отсталости: этиология, клиника, патогенез, прогноз развития. Клинико-патогенетическая классификация умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой). Клиническая классификация олигофрении (по М.С. Певзнер) и деменции. Современная международная классификация интеллектуальной недостаточности, принятая ВОЗ в 1994 г.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. Педагогическая дифференциация учащихся по возможностям обучения. Характеристика детей со специфическими нарушениями.

Контингент специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта: медицинские показания и противопоказания к приему детей в школу; характеристика состава учащихся школы. Психолого-педагогическое изучение учащихся в специальной (коррекционной) образовательной школе: основные подходы, принципы, этапы, методы и формы изучения школьников.

3. Система специального образования в России

Понятие «система специального образования», его соотношение с понятием «система образования». Правовые основы специального образования в России: принципы государственной политики в области специального образования; нормативно-правовая база, гарантирующая право детей с отклонениями в развитии на образование.

Система специального образования: характеристика ее структуры, компонентов, форм. История становления, современное состояние и пути развития системы специального образования в России. Идеи интегрированного обучения в сфере общего и специального образования.

Реформирование системы специального образования на современном этапе развития общества, экономики, педагогической науки и практики. Основные идеи, подходы, этапы и социально-педагогические условия осуществления реформы, их характеристика и анализ реализации. Опыт региона по применению различных форм устройства детей-сирот в семьи.

4. Коррекционно-педагогическая работа как целостный процесс

Сущность коррекционно-педагогического процесса: понятие, функции, специфические свойства. Взаимосвязь понятий «развитие», «обучение», «воспитание», коррекция», «компенсация» в рамках целостного коррекционно-педагогического процесса.

Роль и место коррекционной работы в системе образования. История развития различных подходов к коррекционной работе с умственно отсталыми детьми. Характеристика современной системы коррекционно-педагогической работы.

Коррекционно-развивающая направленность процессов воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Методологические основы коррекционной работы. Учение Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, единстве законов развития нормального и аномального ребенка, структуре дефекта, социальной направленности коррекционно-воспитательной работы и пр. Основные направления и условия эффективности коррекционно-педагогического процесса.

Диагностические методики для изучения личности воспитанника.

5. Процесс воспитания, его научно-организационные и методические основы

Процесс воспитания: понятие, цель, задачи, основные направления воспитательного процесса в специальной школе для детей с нарушением интеллекта, его особенности, составные части. Средства воспитания как средства непосредственного и опосредованного влияния.

Проблема совершенствования воспитательного процесса на современном этапе развития общества

Принципы воспитания: общие с общеобразовательными учреждениями и специфические для системы специальных учреждений.

6. Методы воспитания

Методы воспитания: понятие, классификация методов воспитания (по направленности, характеру деятельности воспитателя и воспитанников, по месту в процессе воспитания).

Педагогическая классификация методов воспитания (по организации и самоорганизации детского воспитательского коллектива; методы целенаправленного повседневного общения, взаимодействия и взаимовоздействия; методы побуждения к саморегуляции и самовоспитанию).

Классификация методов воспитания на основе концепции деятельности. Характеристика методов формирования сознания, воли, чувств (беседа, рассказ, объяснение, убеждение); методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогические требования, создание общественного мнения, приучения, упражнения, поручения); методов стимулирования деятельности и поведения (соревнование, поощрение, наказание).