Недействующий

Об организации и проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений общего ... (Утратил силу на основании Приказа Министерства образования Хабаровского края от 30 сентября 2008 года N 1141)

Учитель обществознания


1. Человек.

Науки о человеке и обществе. Индивид. Индивидуальность. Личность.

1.1. Философия человека.

Сущность человека как проблема философии. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции. Человек как стремление быть человеком. Сущность человеческого бытия. Вечное стремление человека к поиску ответа на вопросы: «Кто я? Зачем я? Что будет после меня?»

Деятельность как способ существования людей. Потребности и интересы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка. Язык как форма мысли. Формирование характера. Потребности, способности и интересы. Понятие информации. Творчество в деятельности.

1.2. Знание, сознание, познание.

Виды и уровни человеческих знаний Опыт и знание. Мифологическое и рационально-логическое знание. Знание и сознание.

Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.

Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии.

Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.

Понятие научной истины, её критерии. Относительность истины. Истина и заблуждение. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.

Дифференциация и интеграция научного знания. Особенности наук, изучающих общество и человека. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

1.3. Духовная жизнь. Духовная культура. Духовный мир человека. Духовность и бездуховность.

Понятие культуры. Искусство, его виды. Влияние искусства на современное общество. Место искусства в жизни человека.

Религия, ее роль в жизни общества. Вера и безверие. Свобода совести и вероисповеданий. Мораль. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло. Совесть.

Гуманизм как моральный принцип. Любовь к Родине. Моральные идеалы. Свобода и своеволие. Моральный выбор.

Культурная жизнь современной России. Особенности развития национальных культур в Российской Федерации.

Многообразие и диалог культур. Культуры и цивилизации.

2. Общество как сложная динамическая система.

2.1. Общество как целостная система. Взаимосвязь природы и общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.

Сферы жизни общества. Общественные отношения. Нормы, регулирующие общественные отношения: нравы, мораль, обычаи, право. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».

2.2. Ступени человеческой истории. Аграрное, индустриальное, информационное общество.

Социальные изменения. Развитие общества. Прогресс, регресс, эволюция, революция. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения.

2.3. Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. НТР и ее социальные последствия. Особенности современного мира.

Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

Многообразие и неравномерность процессов общественного развития. Проблема общественного прогресса.