Недействующий

Об организации и проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений общего ... (Утратил силу на основании Приказа Министерства образования Хабаровского края от 30 сентября 2008 года N 1141)

Социальные педагоги


1. Социальное воспитание в современной школе. Социализация детей с проблемами в поведении.

Понятие социального воспитания. Цели и задачи социального воспитания. Институты социального воспитания. Основные теоретические подходы к процессу социального воспитания. Соотношение понятий социальное воспитание - социализация - среда. Социализация и индивидуализация как два процесса развития и саморазвития личности. Управление процессом социального воспитания в школе как педагогическая проблема. Этапы технологии управления процессом социального воспитания в школе. Принципы социального воспитания: вариативности, центрации на личности ребёнка, коллективности и диалогичности. Выбор стратегии воспитания: школа учёбы или «школа жизни».

2. Профессиональная деятельность социального педагога в свете современных задач социального воспитания.

Понятие и структура профессиональной социально-педагогической деятельности. Принципы деятельности. Методические средства и формы осуществления социально-педагогической деятельности. Профессиональный портрет социального педагога: общественный имидж, статус, профессионально-важные качества и умения, связь с другими профессиями.

Функции деятельности социального педагога и его социальные роли. Назначение и характеристика осуществляемых функций: воспитательной, организаторской, прогностической, предупредительно-профилактической, диспетчерской социально-терапевтической, организационно-коммуникативной, охранно-защитной. Социально-педагогические роли: диагност, посредник, мотиватор, конфликтолог, фасилитатор, консультант, нравственный наставник и т.п. Обязанности и права социального педагога. Сфера деятельности социального педагога. Специализации социального педагога, система его профессиональных связей с другими специалистами. Нормативно-правовые акты и документы, регламентирующие деятельность социального педагога.

3. Семья как институт социального воспитания. Работа социального педагога с социально дезадаптированными семьями.

Понятие семьи. Функции семьи. Типы семей. Психолого-социальная помощь семье. Семья как институт социализации ребёнка. Проблемы социализации ребёнка, связанные с семейным неблагополучием. Работа с семьями, входящими в «группу риска». Семья как зона конфликта. Причины и последствия для ребёнка семейных конфликтов. Социальный смысл благополучия семьи. Основные факторы семейных затруднений, типы неблагополучных семей: конфликтные, кризисные, проблемные.

Методические инструменты анализа и обсуждение вопросов семейного неблагополучия. Коррекция нарушения детско-родительских отношений в семье. Влияние нарушений детско-родительских отношений на социальную дезадаптацию детей. Причины неэффективности родительских установок и стилей воспитания: педагогическая неграмотность родителей, некритическое усвоение стереотипов воспитания, личные проблемы, которые влияют на отношение родителей с ребенком. Методы выявления родительских установок и стилей воспитания, организация социально-педагогической коррекционной работы.

4. Комплексное сопровождение детей группы риска.

Критерии и показатели, отражающие деятельность школ Хабаровского края по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Объективные и субъективные причины, вызывающие проблемы в работе системы профилактики. Классификация детей «группы риска» как субъектов сопровождения: 1. дети с проблемами в психическом развитии; 2. дети из социально-неблагополучных семей; 3. дети-сироты; 4. дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Характеристика и проблематика детей каждой группы. Необходимость и основные направления комплексного сопровождения ребёнка, входящего в группу риска по социальному сиротству. Составляющие сопровождения как социально педагогической технологии. Направления деятельности и функции школьных специалистов, осуществляющих сопровождение.

5. Социальная психология личности. Работа социального педагога с детской группой.

Понятие социализации. Стадии процесса социализации ребёнка. Механизмы передачи социального опыта. Факторы и модели социального развития. Социальная группа как форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Социальный статус и социальные роли в процессе группового взаимодействия в школе, семье, неформальной группе сверстников.

Детский коллектив: социально-психологические характеристики. Стадии развития детского коллектива, роль и функции педагога в формировании зрелого коллектива школьников.

6. Социально-психологический климат в детском коллективе и методы его диагностики.

Понятие социально-психологического климата коллектива. Социально-психологическая совместимость, факторы её обуславливающие. Причины психологической несовместимости детей. Определение эмоционального благополучия с позиции отечественных учёных: Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. Взаимосвязь психологического климата и самооценки ребёнка. Социометрия как инструмент исследования внутригрупповых отношений.

7. Психология девиантного поведения подростков. Реабилитация и ресоциализация дезадаптированных детей и подростков.

Актуальность проблемы. Понятие девиантного поведения. Характеристика детей с девиантным поведением. Формы девиантного поведения (аддиктивное, деликвентное, суицидальное). Факторы, способствующие возникновению девиантного поведения. Понятие психолого-педагогической реабилитации и поддержки детей, имеющих сложности личностного развития. Позиция педагога в процессе психолого-педагогической поддержки. Закономерности психолого-педагогической работы с детьми с девиантным поведением. Принципы организации педагогической поддержки, направленной на предупреждение и преодоление девиантности несовершеннолетних. Механизм психолого-педагогической поддержки в решении индивидуальных проблем (О.С. Газман). Вывод о сущности и слагаемых психолого-педагогической деятельности с детьми, имеющими сложности личностного развития в современных условиях.

8. Мониторинг детского неблагополучия.

Понятие мониторинга. Педагогический мониторинг как форма организации, сбора, обработки, хранения и распространения информации. Статистика по детскому неблагополучию в крае и стране. "Индекс благополучия" (степень включенности ребенка в позитивную для него среду (семья, школа) как основной индикатор детского неблагополучия. Типологизация детей с ориентацией на реальные жизненные ситуации подростков. Работа с таблицей: анализ и интерпретация данных. Знакомство с другими методиками определения детской проблематики.

9. Включение безнадзорных детей в творческую и социально-значимую деятельность.

Анализ форм работы школы с детьми группы социального риска. Знание особенностей подросткового возраста (основные потребности, ведущий вид деятельности, личностные новообразования) и их социокультурной ситуации развития как ключ к выбору оптимальных форм профилактики противоправного поведения. Основные составляющие творческой и социальной самореализации подростков. Принципы работы с трудными подростками. Технология и алгоритм создания ситуации успеха в значимых для подростка видах деятельности.

10. Коррекция негативных детско-родительских отношений и родительских установок.

Изменение стилей отношения к ребёнку в разные этапы истории. Диагностика трудностей ребёнка. Функциональные звенья в коррекционной работе: диагностическое, развивающе-коррекционное, самореабилитационное, саморазвивающее. Сравнительная характеристика функциональной и дисфункциональной семьи. Неблагополучная семья как совокупность рисков для развития ребёнка. Работа социального педагога с социально-дезадаптированной (дисфункциональной) семьёй. Работа с детско-родительскими отношениями: коррекция и профилактика негативно-заряженных установок.

11. Социальная гостиная как инновационная форма работы с детьми группы риска в условиях школы.

Обоснование необходимости создания социальных гостиных при школе. Правовая база и существующая инфраструктура социально-педагогической помощи детям группы социального риска. Цели, задачи, целевые группы детей социальной гостиной. Организация и содержание деятельности социальной гостиной для детей из дисфункциональных семей. Функционал для специалистов, работающих в соцгостиной, взаимодействие с другими субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

12. Проектирование индивидуальных программ сопровождения детей из социально-дезадаптированных семей.

Особенности и проблематика социально-дезадаптированных семей. Последствия для ребёнка различных видов жестокого обращения. Анализ причин детского неблагополучия. Диагностика факторов риска. Определение необходимых ресурсов, формирование команды сопровождения. Действия специалистов по разработанной индивидуальной программе сопровождения, распределение полномочий и зон ответственности. Применение технологий «Примирение в семье» и «Круг заботы». Работа с конкретным случаем как социально-педагогическая технология работы социального педагога с социально-дезадаптированной семьёй.

13. Моделирование деятельности социального педагога.