Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Способы создания комического эффекта в произведении. Особенности конфликта, система образов. Тема воспитания и образования в комедии. Мастерство писателя-сатирика. Сатирические традиции Д.И. Фонвизина в русской литературе Х1Х века.
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»
Проблематика романа, система образов, художественное своеобразие. Образ Евгения Онегина; проблема духовной эволюции героя А.С. Пушкина. Автор и его герой в образной системе романа. Роман как «энциклопедия русской жизни».
Основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова и роман «Герой нашего времени»
Основные темы и мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (тема личности и толпы, тема поэта и поэзии, тема любви, тема свободы и одиночества, тема поколения, тема России). Духовная поэзия М.Ю. Лермонтова. Глубина философской проблематики и драматизм звучания лирики М.Ю. Лермонтова.
«Герой нашего времени» как психологический и философский роман. Своеобразие композиции и образной системы. Автор и его герой.
Образ «маленького человека» в произведениях отечественной классики Х1Х века
Историко-литературное наполнение понятия «маленький человек». «Маленький человек» в произведениях А.С. Пушкина («Повести Белкина», «Медный всадник»), Н.В. Гоголя («Шинель»), Ф.М. Достоевского («Бедные люди»). Особенности изображения «маленького человека» в прозе А.П. Чехова.
Тема свободы и ее философское звучание в русской литературе Х1Х века
Тема свободы в поэзии романтизма: в стихах В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Эволюция темы свободы в творчестве А.С. Пушкина; свобода как социальный, нравственный и философский идеал в творчестве А.С. Пушкина. Философское и социально-историческое содержание понятия «свобода» в поэзии второй половины Х1Х века (поэзия Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, А.А. Фета).
Тема поэта и поэзии в творчестве русских поэтов Х1Х века
Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина. Особое, высшее предназначение поэзии, свобода поэтического творчества, взаимоотношения поэта и власти, поэта и «черни». Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова, своеобразие эстетической концепции поэта. «Пророк» Пушкина и «Пророк» Лермонтова. Своеобразие темы поэта и поэзии в стихах Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета.
Роман И.А. Гончарова «Обломов»
Художественное мастерство Гончарова-реалиста. Характер главного героя романа «Обломов», его внутренняя противоречивость. Обломов в системе образов романа. Роль главы «Сон Обломова». Проблема гармоничной личности и пути решения этой проблемы в романе. Интерпретации романа И.А. Гончарова «Обломов» в русской критике. (Н.А. Добролюбов, В. Дружинин, И. Анненский).
Нравственно-эстетический идеал Л.Н. Толстого в романе «Война и мир»
Художественные особенности романа «Война и мир». Психологизм Л.Н. Толстого как форма изображения идейно-нравственных исканий героев. Соединение в романе идеи личного с идеей целого, всеобщего, идеей «роевой» жизни. Последовательное развенчание в романе индивидуализма и утверждение жизни «миром». Проблема истинного и ложного в «Войне и мире» (художественное наполнение Л. Толстым понятий «величие», «красота», «патриотизм»). «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.
Тема Петербурга в русской прозе и поэзии Х1Х века
Противоречивость образа Петербурга: «северная Венеция» и «город чердаков и подвалов» в произведениях А.С. Пушкина («Медный всадник»), Н.В. Гоголя («Невский проспект»), Ф.М. Достоевского («Преступление и наказание»). Художественное своеобразие в решении темы Петербурга каждым из писателей. «Петербургские» стихи Н.А. Некрасова.
Роман-трагедия Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Понятие о романе-трагедии. Диалогичность как структурообразующий принцип художественного мира романа «Преступление и наказание». Философские и социальные проблемы в романе; его психологизм. «Правда» Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой, их столкновение. Система «двойников» в романе «Преступление и наказание», ее идейно-художественное значение. Своеобразие художественного воплощения авторской позиции в романе.
Православные традиции в русской литературе Х1Х века
Христианство и русская литература Х1Х века.
Христианские темы и образы в трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Духовно-религиозные поиски Н.В. Гоголя и их отражение в творческой истории «Мертвых душ» и в «Выбранных местах из переписки с друзьями». Православный идеал Ф.М. Достоевского.
Проблема счастья в русской литературе Х1Х века
«Счастье» как нравственный, философский и социальный идеал в творчестве русских поэтов и писателей Х1Х века. Многообразие понимание счастья в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.С. Лескова, И. С. Тургенева, А.Н. Островского, Л.Н. Толстого. Поиск счастья как высшей ценности в жизни отдельной личности и целого народа. Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Тема счастья и проблема истинных и ложных ценностей в творчестве А.П. Чехова.
Тематическое богатство и стилистическое своеобразие поэзии серебряного века
Истоки, сущность и хронологические границы «русского культурного ренессанса». Художественные открытия поэтов «нового времени»: поиски новых форм, способов лирического самовыражения, утверждение особого статуса художника в обществе. Основные направления в русской поэзии начала ХХ века (символизм, акмеизм, футуризм). Поэтическое творчество В. Брюсова, А. Блока, Б. Пастернака, Н. Гумилева, А. Ахматовой, В. Маяковского, М. Цветаевой, О. Мандельштама и других.