1. Специальная педагогика как наука
Специальная педагогика как отрасль педагогической науки: понятие, объект, предмет, задачи. Категориальный аппарат специальной педагогики и история его развития.
Исторический аспект становления специальной педагогики и ее современное состояние. Место специальной педагогики в системе педагогических наук, ее связь с другими науками. Научные и методологические основы специальной педагогики, дифференциация специальной педагогики на современном этапе.
Ведущие направления научного поиска, актуальные проблемы и перспективы развития специальной педагогики.
Роль педагогических исследований в процессе совершенствования специального образования. Взаимосвязь между педагогической наукой, исследовательской деятельностью, педагогической инновацией.
2. Дети с нарушением психического развития. Состав учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы для детей с нарушением интеллекта.
Характеристика понятий («дефект», «норма», «патология», «дизонтогенез»). Биологическое и социально-психологическое толкование терминов.
Классификация психического дизонтогенеза (по В.В. Лебединскому). Характеристика основных видов нарушения психического развития у детей.
Понятие об умственной отсталости: этиология, клиника, патогенез, прогноз развития. Клинико-патогенетическая классификация умственной отсталости (по Г.Е. Сухаревой). Клиническая классификация олигофрении (по М.С. Певзнер) и деменции. Современная международная классификация интеллектуальной недостаточности, принятая ВОЗ в 1994 г.
Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью. Педагогическая дифференциация учащихся по возможностям обучения. Характеристика детей со специфическими нарушениями.
Контингент специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта: медицинские показания и противопоказания к приему детей в школу; характеристика состава учащихся школы. Психолого-педагогическое изучение учащихся в специальной (коррекционной) образовательной школе: основные подходы, принципы, этапы, методы и формы изучения школьников.
3. Система специального образования в России. специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с нарушением интеллекта
Понятие «система специального образования», его соотношение с понятием «система образования». Правовые основы специального образования в России: принципы государственной политики в области специального образования; нормативно-правовая база, гарантирующая право детей с отклонениями в развитии на образование.
Система специального образования: характеристика ее структуры, компонентов, форм. История становления, современное состояние и пути развития системы специального образования в России. Идеи интегрированного обучения в сфере общего и специального образования.
Реформирование системы специального образования на современном этапе развития общества, экономики, педагогической науки и практики. Основные идеи, подходы, этапы и социально-педагогические условия осуществления реформы, их характеристика и анализ реализации.
Современная специальная школа: ее структура, задачи, направления развития и совершенствования.
4. Коррекционно-педагогическая работа как целостный процесс
Сущность коррекционно-педагогического процесса: понятие, функции, специфические свойства. Взаимосвязь понятий «развитие», «обучение», «воспитание», коррекция», «компенсация» в рамках целостного коррекционно-педагогического процесса.
Роль и место коррекционной работы в системе образования. История развития различных подходов к коррекционной работе с умственно отсталыми детьми. Характеристика современной системы коррекционно-педагогической работы.
Коррекционно-развивающая направленность процессов воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Методологические основы коррекционной работы. Учение Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, единстве законов развития нормального и аномального ребенка, структуре дефекта, социальной направленности коррекционно-воспитательной работы и пр. Основные направления и условия эффективности коррекционно-педагогического процесса.
5. Принципы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе
Характеристика общедидактических принципов (воспитывающая и развивающая направленность обучения; научность и доступность обучения, систематичность, последовательность и наглядность в обучении, индивидуальный и дифференцированный подходы и др.), особенности их реализации в коррекционно-педагогическом процессе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта. Сущность и значение принципа коррекционной направленности как ведущего принципа обучения детей с отклонениями в развитии.
6. Содержание специального образования
Содержание образования: понятие, сущность, функции, основные принципы и подходы к его формированию. Система и взаимосвязь носителей содержания образования: государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия.
Требования к содержанию специального образования (коррекционная направленность обучения, его завершённость, доступность, научность, систематичность, практическая направленность, концентричность расположения учебного материала, наличие пропедевтического этапа обучения, реализация внутри- и межпредметных связей, дифференциация требований).
Учебный план как отражение содержания специального образования, его типы, структура, образовательные области. Сущность и соотношение базисного (федерального) и вариативного (регионального и школьного) компонентов учебного плана специальной (коррекционной) общеобразовательной школы, их характеристика.
Учебные программы специальной (коррекционной) образовательной школы, их типы, структура, перечень. Характеристика учебных предметов специальной школы, их роль и место в системе образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
Учебники и учебные пособия для учащихся специальных (коррекционных) образовательных школ: структура, разновидности, назначение.