Сурдопедагогика как наука. Предмет, объект и задачи сурдопедагогики.
Педагогическая классификация детей с недостатками слуха. Значение педагогической классификации для организации их обучения и воспитания.
1. Система образования лиц с недостатками слуха.
Типы учреждений. Их характеристика. Современные тенденции развития системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Нетрадиционные образовательные системы (билингвистическая, интегративная, верботональная).
Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. Готовность к школьному обучению.
2. Сурдопсихология
Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха.
Роль слуха в познании окружающего мира. Особенности развития ощущений и восприятия у детей с недостатками слуха (зрительные, кожные, двигательные, вкус и обоняние, осязание).
Внимание, особенности становления видов внимания и свойства внимания у детей с нарушениями слуха. Общее и специфическое в развитии внимания у детей с нормальным и нарушенным слухом.
Память, ее виды; особенности разных видов памяти (образная, словесная; непроизвольная, произвольная; кратковременная, долговременная) у детей с нарушениями слуха. Пути и средства развития памяти.
Воображение, особенности развития его видов и функций у детей с нарушениями слуха.
Мышление, его виды (наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное), особенности их развития у детей с нарушениями слуха. Характеристика развития мыслительных операций у данной категории детей.
Роль речи в развитии разных видов мышления. Психологические условия формирования речи у детей с нарушениями слуха.
Особые формы речи (дактильная, жестовая).
Психологическая характеристика разных видов речи детей с нарушениями слуха (устная, чтение, письмо).
Аграмматизмы речи глухих детей и их возможные причины.
Психологические особенности разных видов деятельности у детей с нарушениями слуха (предметная, игровая, учебная, трудовая).
Психологические особенности развития личности детей с нарушенным слухом. Самооценка и уровень притязаний.
Своеобразие развития эмоциональной сферы детей с нарушенным слухом. Особенности разных видов эмоционального состояния.
Межличностные отношения и межличностное восприятие у детей с нарушенным слухом. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха.
3. Аудиология и слухопротезирование. Технические средства и информационные технологии в образовании лиц с нарушениями слуха
Физическая природа и параметры звука; особенности речевых сигналов; природа бинаурального эффекта.
Диагностика нарушений звукопроводящей и звукопринимающей слуховых систем. Выявление ФУНГа. Речевая аудиометрия. Окклюзивные тесты.
Средства диагностики слуха: аудиометры, в том числе компьютерные, импедансометры, прибор для исследования слуха “Верботон”.
Этапы процесса слухопротезирования. Возможности применения моноурального и бинаурального слухопротезирования. Программируемые и цифровые аппараты. Основные направления развития слуховых аппаратов.
Типы и режимы использования слуховых аппаратов. Акустическая обратная связь.
Речевые тренажеры и средства для наладки индивидуальных слуховых аппаратов, включая цифровые и программируемые.
Современные информационные технологии и компьютерные обучающие программы, работа в операционной системе “Windows”, работа в Internet.