Недействующий

Об организации и проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений общего ... (Утратил силу на основании Приказа Министерства образования Хабаровского края от 30 сентября 2008 года N 1141)

Сурдопедагоги


Сурдопедагогика как наука. Предмет, объект и задачи сурдопедагогики.

Педагогическая классификация детей с недостатками слуха. Значение педагогической классификации для организации их обучения и воспитания.

1. Система образования лиц с недостатками слуха.

Типы учреждений. Их характеристика. Современные тенденции развития системы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Нетрадиционные образовательные системы (билингвистическая, интегративная, верботональная).

Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. Готовность к школьному обучению.

2. Сурдопсихология

Методы изучения психического развития детей с нарушениями слуха.

Роль слуха в познании окружающего мира. Особенности развития ощущений и восприятия у детей с недостатками слуха (зрительные, кожные, двигательные, вкус и обоняние, осязание).

Внимание, особенности становления видов внимания и свойства внимания у детей с нарушениями слуха. Общее и специфическое в развитии внимания у детей с нормальным и нарушенным слухом.

Память, ее виды; особенности разных видов памяти (образная, словесная; непроизвольная, произвольная; кратковременная, долговременная) у детей с нарушениями слуха. Пути и средства развития памяти.

Воображение, особенности развития его видов и функций у детей с нарушениями слуха.

Мышление, его виды (наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное), особенности их развития у детей с нарушениями слуха. Характеристика развития мыслительных операций у данной категории детей.

Роль речи в развитии разных видов мышления. Психологические условия формирования речи у детей с нарушениями слуха.

Особые формы речи (дактильная, жестовая).

Психологическая характеристика разных видов речи детей с нарушениями слуха (устная, чтение, письмо).

Аграмматизмы речи глухих детей и их возможные причины.

Психологические особенности разных видов деятельности у детей с нарушениями слуха (предметная, игровая, учебная, трудовая).

Психологические особенности развития личности детей с нарушенным слухом. Самооценка и уровень притязаний.

Своеобразие развития эмоциональной сферы детей с нарушенным слухом. Особенности разных видов эмоционального состояния.

Межличностные отношения и межличностное восприятие у детей с нарушенным слухом. Роль семьи в развитии личности детей с нарушениями слуха.

3. Аудиология и слухопротезирование. Технические средства и информационные технологии в образовании лиц с нарушениями слуха

Физическая природа и параметры звука; особенности речевых сигналов; природа бинаурального эффекта.

Диагностика нарушений звукопроводящей и звукопринимающей слуховых систем. Выявление ФУНГа. Речевая аудиометрия. Окклюзивные тесты.

Средства диагностики слуха: аудиометры, в том числе компьютерные, импедансометры, прибор для исследования слуха “Верботон”.

Этапы процесса слухопротезирования. Возможности применения моноурального и бинаурального слухопротезирования. Программируемые и цифровые аппараты. Основные направления развития слуховых аппаратов.

Типы и режимы использования слуховых аппаратов. Акустическая обратная связь.

Речевые тренажеры и средства для наладки индивидуальных слуховых аппаратов, включая цифровые и программируемые.

Современные информационные технологии и компьютерные обучающие программы, работа в операционной системе “Windows”, работа в Internet.