Недействующий

Об организации и проведении аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных учреждений общего ... (Утратил силу на основании Приказа Министерства образования Хабаровского края от 30 сентября 2008 года N 1141)

Учитель физической культуры


1. Культурно-исторические основы физической культуры

Физическая культура как вид культуры человека и общества. Понятие физической культуры и многообразие его определений.

Взаимосвязь понятия «физическая культура» с другими понятиями - «физическое воспитание», «физическое развитие», «спорт», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «адаптивная физическая культура» и др. Физическая культура как социальное явление, ее структура и функции.

Характеристика исторически сложившихся форм (компонентов) физической культуры, их соотношения друг с другом и связь с основными сферами жизнедеятельности человека, специфические общекультурные и другие социальные функции физической культуры в обществе.

Понятие о системе физической культуры и ее структуре. Система физической культуры в России. Исторические аспекты становления и формирования отечественной системы физической культуры. Типичные ее черты, общие принципы и направления функционирования.

Олимпийские игры древности и современности.

2. Средства, методы и принципы формирования физической культуры человека

Понятие о средствах формирования физической культуры человека, их классификационная характеристика.

Физические упражнения как основное специфическое средство при решении задач в области физической культуры. Содержание и формы физических упражнений. Классификации физических упражнений и их значение.

Характеристика наиболее распространенных классификаций. Эффект физических упражнений (ближайший, отставленный, кумулятивный). Факторы, влияющие на эффективность физических упражнений.

Техника физических упражнений: основа, главное звено и детали техники. Стиль и манера техники исполнения физических упражнений. Критерии эффективности техники. Проблема индивидуализации техники. Закономерности физического воспитания.

Контроль за индивидуальным физическим развитием и физической подготовленностью, техникой выполнения упражнений, соблюдением режимов физической нагрузки.

Правила поведения и техники безопасности при выполнении физических упражнений.

3. Общие закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков

Физические качества и двигательные способности. Классификация двигательных способностей, основные закономерности и принципы их развития. Физические качества. Общая характеристика.

Характеристика теорий и концепций формирования двигательных навыков. Закономерности формирования двигательных способностей и принципы развития двигательных качеств. Современные представления о сущности двигательных умений и навыков, их отличительные особенности. Механизмы и закономерности формирования двигательных навыков.

4. Теория оздоровительной физической культуры

Общие представления о механизме оздоровительного воздействия физических упражнений на организм человека. Социально-педагогические аспекты оздоровительной физической культуры. Факторы, обуславливающие формирование здоровой личности в процессе физкультурных занятий. Характеристика средств оздоровительной направленности. Оздоровительный эффект физических нагрузок. Характеристика физкультурно-оздоровительных методик и систем, основанных на видах двигательной активности различной направленности - аэробной, силовой, на растягивание и расслабление мышц, коррекции фигуры и т.п. (аэробики, калланетики, бодибилдинга, шейпинга, стретчинга и т.д.).

5. Теория адаптивной физической культуры

Цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры. Средства, методы и организационные формы адаптивной физической культуры. Проблемы физического образования и воспитания инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья. Виды адаптивного спорта, входящие в программы Олимпийских игр, игр специальной олимпиады. Сущность, значение и виды двигательной рекреации.

6. Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни, роль и значение физической культуры в его формировании.

Вредные привычки и их пагубное влияние на физическое, психическое и социальное здоровье человека, роль и значение занятий физической культурой в профилактике вредных привычек.

Режим дня, его основное содержание и правила планирования.

Оздоровительные мероприятия по восстановлению организма и повышению работоспособности: гимнастика при занятиях умственной и физической деятельностью. Сеансы аутотренинга, релаксации и самомассажа, банные процедуры.

7. Основы базовых видов спорта

Гимнастика с основами акробатики.

Акробатические упражнения и комбинации: кувырки вперед и назад, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты.