Действующий

О Программе развития конкуренции в Хабаровском крае на 2010-2012 годы (с изменениями на 26 января 2012 года)

2.6.6. Рынок общеобразовательных услуг

В крае осуществляют деятельность 983 учреждения общего образования: 399 дневных школ, в том числе 5 частных; 438 учреждений дошкольного образования, в том числе 19 негосударственных; 67 учреждений дополнительного образования.

Конкурентная среда в сфере общеобразовательных услуг характеризуется доминированием муниципальных образовательных учреждений и формируется в основном в крупных городах края.

Потенциал ее развития связан с расширением возможностей выбора образовательного учреждения, развитием сети инновационных общеобразовательных учреждений с образовательными программами различной специализации, углубленным изучением отдельных предметов, а также других форм образования.

Важным фактором представляется формирование частного сектора общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

В настоящее время в крае действует 65 учреждений с инновационными программами, в том числе 10 гимназий, 9 лицеев, 46 школ с углубленным изучением отдельных предметов.

Однако частный сектор общеобразовательных услуг развивается достаточно медленно, что связано прежде всего со значительными затратами на начало бизнеса, большими сроками окупаемости средств.

В Хабаровском крае острой остается проблема обеспеченности населения дошкольными образовательными учреждениями. Охват детей дошкольными образовательными услугами составляет 63,5 процента, при этом численность детей, стоящих на учете для определения в детские сады, составляет 6,4 тыс. человек. Удовлетворенный спрос на услуги дошкольного образования не превышает 85 процентов.

Это негативно сказывается на формировании конкурентной среды, уровне цен как в некоммерческом, так и в коммерческом секторах рынка.

Наряду с расширением сети муниципальных детских садов развитию конкуренции в этой сфере будет способствовать формирование негосударственного сектора, расширение форм дошкольного образования (филиалы детских садов, мини-сады, такие виды услуг, как гувернерство, группы кратковременного пребывания в детских садах).

В то же время развитие этих видов услуг не соответствует растущим потребностям населения.

В связи с нерешенностью проблемы предоставления разрешений Управлением Роспотребнадзора по Хабаровскому краю по организации мини-садов в жилых квартирах граждан этот вид услуг в настоящее время находится вне правового поля.   

2.6.7. Рынок пассажирских автомобильных перевозок

В настоящее время в Хабаровском крае регулярными городскими, пригородными и междугородными пассажирскими перевозками занимаются 186 участников этого рынка: 9 - муниципальной собственности (более 620 автобусов), 177 - частной либо смешанной форм собственности (около 800 автобусов). Всего регулярные перевозки пассажиров в крае выполняются на 283 автобусных маршрутах, в том числе 116 городских, 108 пригородных, 59 междугородных и межсубъектных.

Рынок пассажирских услуг характеризуется высоким уровнем развития конкуренции и низкой концентрацией отдельных участников.

Приход предпринимателей в сферу пассажирских перевозок автомобильным транспортом согласно действующему федеральному законодательству ограничивается необходимостью получения лицензии на данный вид деятельности. В Хабаровском крае выдано 449 разрешений (лицензий) на деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом. Лицензирование не представляет существенного барьера.

Допуск владельцев автотранспорта к регулярным перевозкам населения на установленных маршрутах общего пользования в крае осуществляется на конкурсной либо договорной основе в соответствии с постановлением главы администрации Хабаровского края от 20 июля 2000 г. N 262 "О порядке привлечения автотранспорта юридических лиц и граждан к регулярным маршрутным перевозкам пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении на территории Хабаровского края".

Однако конкурсный отбор в значительной степени имеет признаки административных барьеров из-за недостаточного регламентирования со стороны государства. Это связанно с тем, что органы местного самоуправления защищают интересы муниципальных перевозчиков муниципальных унитарных предприятий, занимающих (по количеству автобусов) свыше 44 процентов рынка края, из-за опасения, что конкуренция со стороны частных перевозчиков приведет к снижению доходов бюджетов.

Требуется совершенствование нормативных правовых актов муниципальных образований, направленное на расширение возможностей выхода на рынок городских и межмуниципальных пассажирских перевозок, повышение ответственности за безопасное и качественное предоставление транспортных услуг населению, обеспечение прозрачности и единообразия конкурсных процедур.

К проблемным вопросам также необходимо отнести неудовлетворительное состояние значительной части дорожного покрытия маршрутной сети городов и межмуниципальных дорог.