Действующий

О Программе развития конкуренции в Хабаровском крае на 2010-2012 годы (с изменениями на 26 января 2012 года)

2.6.1. Рынок услуг розничной торговли

Инфраструктура розничной торговли в крае представлена 6 668 предприятиями стационарной торговли с торговой площадью 635,7 тыс. кв. метров, 3 184 единицами мелкорозничной сети, 25 рынками на 7 485 торговых мест и 48 ярмарками на 960 мест.

За последние десять лет стационарная сеть приросла на 2,5 тыс. объектов, торговая площадь на 373 тыс. кв. метров. Обеспеченность торговыми площадями на 1 тыс. жителей увеличилась в 2,4 раза и составила 482,9 кв. метров.

Структура розничных каналов продаж изменилась в сторону современных форматов торговли. В течение 2007-2009 годов доля продаж на рынках сократилась на 6,3 процентных пункта и составила 8,3 процента.

В крае работает 169 торговых центров площадью 196,9 тыс. кв. метров, с 2007 года торговые площади приросли в 3,8 раза. Количество магазинов, работающих по методу самообслуживания, увеличилось на 209 единиц, по состоянию на 01 января 2010 г. в крае работает 552 предприятия такого формата.

Рынок розничной торговли края характеризуется низкой концентрацией и высоким уровнем конкуренции.

Торговые сети представлены преимущественно местными сетевыми компаниями (286 сетевых компаний, количество объектов торговли насчитывает 990 единиц). Их доля в общей торговой площади составляет 20 процентов, в товарообороте края - 23 процента (29,6 млрд. рублей).

В то же время торговых площадей в крае достаточно для достижения физической доступности потребительских товаров только в крупных городах (более 600 кв. метров на 1 тыс. жителей). В сельской местности, северных и труднодоступных территориях этот показатель ниже среднего по краю (310 - 350 кв. метров на 1 тыс. жителей). Строительство дополнительных торговых площадей планируется в основном в гг. Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре (в 2010 году будут реализованы семь крупных проектов, общая сумма инвестиций - 5,1 млрд. рублей, общая площадь - 156,4 тыс. кв. метров).

Для организации торговой деятельности на территории Хабаровского края не требуется разрешений органов исполнительной власти края.

К проблемам, сдерживающим развитие конкуренции на рынке услуг розничной торговли, необходимо отнести следующие:

- отсутствие нормативов минимальной обеспеченности населения края площадью торговых объектов с дифференциацией по районам края;

- низкая плотность торговой сети, недостаточный ассортимент предлагаемых товаров в ряде муниципальных образований, особенно в северных районах края с ограниченной транспортной доступностью;

- недостаточная работа органов местного самоуправления по обеспечению комплексного планирования развития торговых сетей;

- трудности в доступе к торговым площадям современных форматов сельскохозяйственных производителей, малых предприятий с небольшими объемами производства продукции;

- отсутствие саморегулируемой организации предпринимателей, работающих на рынке услуг розничной торговли;

- недостаточно развитая система информационного обеспечения в области торговой деятельности на территории Хабаровского края.