Действующий

Об основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы

3.1.3. Специальное (коррекционное) образование

В 2010 году в общеобразовательных учреждениях края обучаются 9645 детей с ограниченными возможностями здоровья (7,7 процента от общего числа обучающихся; в 2009 году - 9744 человека, 7,5 процента; в 2008 году - 9632 человека, 7,4 процента), в том числе 2076 детей-инвалидов (1,7 процента от общего числа обучающихся; в 2009 году - 2339 детей-инвалидов, 1,8 процента; в 2008 году - 2661 ребенок-инвалид, 2 процента).

Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах общеобразовательных учреждений по коррекционным программам IV, VII, VIII вида, на дому - по индивидуальным программам. Кроме того, в крае функционируют специальные (коррекционные) образовательные учреждения I, II, III - IV, V, VII, VIII видов. Дети, которые до недавнего времени признавались необучаемыми, обучаются в муниципальном специальном (коррекционном) учреждении для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат N 31 VIII вида", муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 3 г. Хабаровска, муниципальном образовательном учреждении средней общеобразовательной школе N 51 г. Хабаровска и на дому с согласия родителей (законных представителей).

С 01 сентября 2009 г. в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида Амурского муниципального района открылся первый класс для детей с тяжелыми нарушениями развития.

В ноябре 2009 г. в крае организовано обучение в дистанционной форме 33-х детей-инвалидов, обучающихся на дому.

Психолого-педагогическую и медико-социальную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям) оказывают четыре центра психолого-медико-социального сопровождения, центральная и 13 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, 407 психолого-медико-педагогических консилиумов, созданных в образовательных учреждениях.

Расширяются формы работы по психолого-педагогической поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вместе с тем в общеобразовательных учреждениях края сохраняется тенденция снижения числа педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов: 2010 год - 952 человека, 2009 год - 960 человек, 2008 год - 1033 человека.

В коррекционных классах общеобразовательных учреждений работают учителя, не имеющие специального образования или специальной курсовой подготовки по психофизиологическим и клиническим основам дефектологии.

Существующая сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов в общеобразовательных учреждениях не позволяет в полном объеме осуществлять обучение, воспитание и реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Сказывается на качестве обучения детей, имеющих нарушения в здоровье, их интеграция в общеобразовательные классы без создания специальных условий.

Основная цель по направлению - создание соответствующих условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи:

1) обеспечение образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья психолого-медико-педагогическим сопровождением;

2) удовлетворение потребности в медико-психологическом консультировании всех категорий нуждающихся;

3) предоставление дистанционного образования детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающимся на дому;

4) организация курсовой переподготовки по основам дефектологии для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей-предметников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

5) организация работы по психологической поддержке семей с детьми-инвалидами.

Целевые индикаторы:

1) рост количества общеобразовательных учреждений, имеющих в штатных расписаниях педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, социальных педагогов (не менее 60 процентов к 2013 году);

2) увеличение охвата всех категорий нуждающихся консультационными услугами специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, по обращению (100 процентов к 2013 году);

3) предоставление дистанционного образования детям-инвалидам с нарушениями опорно-двигательного аппарата, обучающимся на дому и не имеющим медицинских противопоказаний (100 процентов к 2013 году);

4) увеличение доли руководителей общеобразовательных учреждений, учителей-предметников, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья, прошедших курсовую переподготовку по основам дефектологии (не менее 30 процентов к 2011 году; не менее 50 процентов к 2012 году; не менее 70 процентов к 2013 году);

5) рост количества образовательных учреждений края, в которых организована работа всеобуча для родителей, воспитывающих детей-инвалидов (не менее 70 процентов к 2013 году).