Действующий

Об основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы

3.1.2. Общее образование

В крае продолжалась работа по обновлению содержания образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. В 2009/2010 учебном году в 374 (95 процентов) общеобразовательных учреждениях (2008/2009 учебный год - 369 (92 процента) осуществлен переход на федеральный базисный учебный план, утвержденный Приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".

В 2009/2010 учебном году произошли позитивные изменения по созданию классов с углубленным изучением отдельных предметов, профильного обучения, по расширению спектра предметов школьного компонента, элективных курсов в общеобразовательных учреждениях.

Организована предпрофильная подготовка 100 процентов учащихся 9-х классов по 15 направлениям и осуществляется в основном через сетевую модель, в которую входят учебные заведения профессионального образования, ресурсные центры, созданные на базе общеобразовательных учреждений, межшкольные учебные комбинаты, учреждения дополнительного образования детей.

Профильное обучение на старшей ступени общего образования организовано в 225 (76 процентов) общеобразовательных учреждениях края (в прошлом учебном году в 223 - 74 процента). Обучением по 13 профилям охвачено 10010 (77 процентов) учащихся 10 - 11-х классов (в 2008/2009 учебном году - 10371 учащийся, 72 процента).

О повышении качества образования свидетельствует сохраняющаяся тенденция улучшения результатов государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) по обязательным предметам.

В рамках комплексной межведомственной целевой программы по обеспечению права граждан Хабаровского края на получение основного общего образования "Всеобуч" на 2006 - 2010 годы принимаются меры, направленные на создание условий для реализации права граждан на общее образование, предупреждение оставления детьми и подростками общеобразовательных учреждений до получения основного общего образования. В результате удалось добиться снижения численности учащихся, выбывших из учреждений до получения основного общего образования.

Расширяются возможности выбора различных форм получения образования. При дневных общеобразовательных учреждениях действуют учебно-консультационные пункты, классы с очно-заочной формой, развивается семейная форма обучения. В 2009 году семейной формой обучения охвачен 31 человек (в 2008 году - 35 человек). Обучение в форме экстерната в дневных общеобразовательных учреждениях организовано для 33 учеников (2008 год - 27 учеников).

Вместе с тем результаты итоговых контрольных работ за курс начального общего образования выявили недостаточный уровень усвоения программного материала учащимися начального общего образования.

По-прежнему не уделяется должного внимания преемственности в содержании программ и технологий обучения при переходе учащихся с начального в основное звено.

Не удалось пока перейти от декларирования компетентностного подхода к его ответственной реализации. Особое внимание следует уделять формированию кросс-культурных компетентностей, которые значимы в контексте развития края как центра коммуникаций со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

Обучение восточным языкам в крае осуществляется в четырех общеобразовательных учреждениях и только в городе Хабаровске. Всего в крае в рамках учебного предмета изучают китайский, корейский, японский языки 1060 учащихся.

В течение года сохранилась тенденция сокращения форм сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений с учреждениями начального и среднего профессионального образования при организации профильного обучения: если в 2008/2009 учебном году 3502 школьника посещали элективные курсы по приоритетным направлениям экономики края в учреждениях начального и среднего профессионального образования, то в 2009/2010 учебном году - только 1534 школьника.

Основные цели по направлению:

1) внедрение инновационных образовательных технологий, обеспечивающих интеллектуальное развитие, социальное взросление школьников, сохранение и укрепление здоровья детей;

2) создание условий для осознанного профессионального самоопределения выпускников в соответствии с перспективой развития рынка труда в крае, формирование кросс-культурных компетентностей с ориентацией на страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Задачи:

1) внедрение федеральных государственных стандартов, обеспечивающих реализацию компетентностного подхода;

2) обеспечение преемственности ступеней непрерывного образования на основе внедрения развивающих образовательных технологий;

3) обеспечение формирования и развития компетенций, актуальных для обучения, работы и жизни в крае.

Целевые индикаторы:

1) включение всех детей школьного возраста в освоение программ общего образования (100 процентов к 2013 году);

2) наличие не менее чем у 80 процентов учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных учреждений портфолио, отражающих индивидуальные достижения (к 2013 году);

3) переход 75 процентов общеобразовательных учреждений на реализацию федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (к 2013 году);

4) рост количества учащихся 1 - 4-х классов общеобразовательных учреждений, обучающихся по программам развивающего обучения Занкова Л.В. (не менее 15 процентов к 2013 году), Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В. (не менее 3 процентов к 2013 году), "Школа 2100" (не менее 45 процентов к 2013 году);

5) рост количества учащихся 5 - 9-х классов общеобразовательных учреждений, обучающихся по развивающим программам с использованием развивающих технологий (не менее 20 процентов от общего контингента учащихся 5 - 9-х классов к 2013 году);

6) рост количества старшеклассников, реализующих индивидуальные образовательные траектории (не менее 20 процентов к 2013 году);

7) реализация в 100 процентах общеобразовательных учреждений программ профильного обучения с учетом запросов потребителей и социально-экономических условий края (к 2013 году);

8) рост количества учащихся, изучающих курс "Проектная деятельность учащихся" (не менее 50 процентов от общего контингента учащихся 1 - 9-х классов к 2013 году);

9) рост количества учащихся, изучающих восточные языки (не менее 50 процентов к 2013 году от общего количества учащихся, изучающих восточные языки в 2010 году);