3.5. Развитие системы оценки качества образования
Одним из направлений деятельности министерства образования края является развитие системы оценки качества образования.
Важным компонентом системы оценки качества образования является государственная (итоговая) аттестация выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ и выпускников 9-х классов по материалам Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор).
Семилетний опыт проведения ЕГЭ позволил министерству образования края отработать организационную и технологическую стороны стандартизированной формы контроля качества обучения по отдельным предметам. В 2009 году 99 процентов выпускников края стали участниками ЕГЭ, проходившего в штатном режиме.
Продолжается апробация государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений в новой форме по материалам Рособрнадзора. Доля выпускников общеобразовательных учреждений, проходящих государственную (итоговую) аттестацию с участием территориальных экзаменационных комиссий, возросла с 22,5 процента в 2006 году до 93,3 процента в 2009 году.
В 2009 году в рамках реализации переданных полномочий Российской Федерации в области образования министерство образования края приступило к проведению контроля качества образования в форме контрольно-оценочных процедур.
Сформированы варианты диагностических работ, ключей и критериев оценивания для проведения контрольно-оценочных процедур по математике в 8-х, 10-х классах общеобразовательных учреждений. В 2009 году диагностические работы выполнили 3709 учащихся из 204 классов 31 общеобразовательного учреждения.
В сентябре 2009 г. создано краевое государственное учреждение "Региональный центр оценки качества образования", обеспечивающее организационно-технологическое сопровождение процедур лицензирования, государственной аккредитации, контроля качества образования, к функциям которого отнесены: участие в создании и сопровождение региональных баз данных качества образования; обеспечение контрольно-оценочных процедур измерительными материалами; автоматизированная обработка материалов государственной (итоговой) аттестации в форме ЕГЭ; разработка системы измеряемых показателей качества обучения по предметам на каждой ступени обучения.
Таким образом, в крае начата работа по созданию и развитию региональной системы оценки качества общего образования (далее - СОКОО).
Вместе с тем остаются нерешенными следующие проблемы:
- отсутствие системы диагностики качества обучения, ориентированной на новые федеральные государственные образовательные стандарты, не позволяет обеспечить эффективное управление качеством общего образования;
- отсутствие системы индикаторов, стандартизированных процедур и методик оценки качества образования на всех уровнях (краевом, муниципальном, образовательного учреждения), несогласованность в сборе, обработке и анализе информации по вопросам качества образования приводят к снижению эффективности принятых управленческих решений в области образования;
- низкая доля образовательных учреждений, использующих в практике работы внутренний контроль и внешний аудит качества образования, не позволяет получить целостную и объективную информацию об уровне качества образования;
- отсутствие подготовленных специалистов по вопросам контроля качества образования.
Основные цели по направлению:
1) создание в образовательных учреждениях условий (кадровых, материально-технических, информационных), обеспечивающих качественное освоение образовательных программ общего образования;
2) развитие системы диагностики образовательных достижений обучающихся с учетом введения новых федеральных государственных образовательных стандартов;
3) обеспечение открытости объективной информации о качестве общего образования, доступности различным категориям пользователей образовательной статистики.
Этапы реализации СОКОО:
1 этап - создание условий для развития СОКОО (2011 год);
2 этап - развитие СОКОО, включение в нее общеобразовательных учреждений всех видов (2012-2013 годы).
Задачи 1 этапа (2011 год):
1) создание нормативной правовой базы, регулирующей вопросы осуществления государственного контроля качества образования;
2) разработка, апробация и внедрение системы представления информации (формы, форматы, шаблоны, периодичность, программная среда и регламентация доступа к данным) о результатах лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных учреждений, государственной (итоговой) аттестации выпускников;
3) использование при аккредитации образовательных учреждений результатов контрольно-оценочных процедур, проводимых в ходе контроля качества образования;
4) проведение в труднодоступных и отдаленных местностях контрольно-оценочных процедур с использованием электронных технологий;
5) организация обучения и повышения квалификации специалистов, действующих в СОКОО.
Индикаторы достижения задач 1 этапа (к 2011 году):
1) разработанный пакет нормативной правовой базы, регламентирующий организацию и проведение контрольно-оценочных процедур в рамках государственного контроля качества образования;