Действующий

Об основных направлениях модернизации системы образования в Хабаровском крае на 2011-2013 годы

3.2. Кадровая политика в сфере образования

В последние годы работа с кадровым ресурсом отрасли образования в крае направлена на привлечение в сферу образования нового поколения педагогов и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников.

В 2003 - 2009 годах расходы краевого бюджета на реализацию краевой целевой программы "Целевая подготовка специалистов и закрепление их в сельских и отдаленных районах Хабаровского края на 2003-2007 годы", утвержденной Законом Хабаровского края от 30 октября 2002 г. N 63, по отрасли "Образование" составили около 72 млн. рублей. В общеобразовательные учреждения края прибыло 1808 молодых специалистов, для молодых учителей приобретено и отремонтировано жилье на сумму более 26 млн. рублей. Введение стимулирующих мер (установление ежемесячной надбавки в размере 35 процентов) способствовало увеличению числа прибывших молодых специалистов.

В 2009 году все учреждения образования края перешли на новые условия оплаты труда, что позволило ввести механизмы стимулирования качества труда работников, установить зависимость заработной платы от результатов труда. На введение новой системы оплаты труда Правительство края выделило свыше 500 млн. рублей, уровень заработной платы работников увеличился в среднем на 14 процентов.

В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2008 г. N 312-пр "О мерах по обеспечению квалифицированными кадрами учреждений социальной сферы Хабаровского края" впервые реализуются программы образовательного кредита и сберегательного капитала. Заключены соглашения о сотрудничестве с пятью вузами по организации подготовки кадров за счет средств краевого бюджета для учреждений социальной сферы края на договорной основе на условиях срочности и возвратности, а также с администрациями муниципальных районов края по предоставлению материальной поддержки специалистам, направленным для работы в учреждения социальной сферы.

В крае на конкурсной основе начата переподготовка кадров, не имеющих соответствующего документа об образовании. К концу 2010 года будет подготовлено 130 учителей для общеобразовательных учреждений по шести предметам.

С 2008 года в крае реализуется проект по подготовке эффективных менеджеров для системы образования, в рамках которого курсовую подготовку прошли 839 руководящих работников, из краевого бюджета на эти цели затрачено 1,22 млн. рублей.

Одной из важнейших задач кадровой политики в сфере образования является обеспечение нового качества профессиональной деятельности педагогов и руководителей, стимулирование инновационного поведения.

На развитие инновационных процессов были направлены усилия по развитию конкурсного движения педагогов, школы педагогов-новаторов, методистов-практиков, педагогов-исследователей, работа по формированию педагогического сообщества учителей-предметников, развитию инновационного движения в крае.

Приняты конкретные меры по переходу на новую систему аттестации педагогических и руководящих кадров. Проведена апробация процедуры квалификационного экзамена с использованием автоматизированной технологии аттестации. Утверждены положения, программы, требования по проведению аттестации в различных формах.

Продолжается поэтапное реформирование системы повышения квалификации педагогических кадров, включающее организацию повышения квалификации на основе государственного заказа, организацию учебного процесса с использованием кредитно-зачетной системы на основе компетентностного подхода; внедрение новых моделей повышения квалификации (командно-сетевой, каскадной, индивидуально-сетевой).

Остается проблемой "старение" педагогических и руководящих кадров. Достигли пенсионного возраста 22,9 процента директоров и 13,1 процента их заместителей в общеобразовательных учреждениях. В общеобразовательных учреждениях края 21,4 процента (в 2008 году - 20,7 процента) учителей пенсионного возраста, в то же время 5,6 процента учителей в возрасте до 25 лет. В учреждениях профессионального образования число преподавателей в возрасте старше 60-ти лет составляет 21,2 процента (в 2008 году - 20,3 процента).

Вышеназванные тенденции и проблемы при отсутствии дополнительного вмешательства в их логическом развитии могут привести к следующим серьезным последствиям:

- прогрессирующее "старение" и недостаточное "омоложение" кадрового состава подготавливают на ближайшую и отдаленную перспективы суженное воспроизводство кадров;

- низкая квалификация части административно-управленческого персонала не позволяет внедрять эффективные формы и технологии организации и управления в систему образования, не создает условия для развития независимых форм оценки качества образования.

Основная цель по направлению - обеспечение системы образования края необходимым количеством педагогических и руководящих кадров, обладающих уровнем профессиональной компетентности, позволяющим эффективно реализовывать задачи развития образования.

Задачи:

1) обеспечение системы образования края эффективными руководящими и педагогическими кадрами, способными осуществить качественную подготовку детей на всех уровнях непрерывного образования;

2) обеспечение готовности педагогических и управленческих кадров к решению задач системы образования как ресурса социально-экономического развития края;

3) обеспечение условий для формирования инновационного поведения и профессиональной мобильности работников образования;

4) стимулирование педагогов к повышению качества профессиональной деятельности.

Целевые индикаторы:

1) совершенствование установленных систем оплаты труда в образовании (в течение 2011-2013 годов);

2) увеличение количества наставников для молодых специалистов (100 процентов от потребности к 2013 году);

3) создание электронной базы данных работников образования края (к 2013 году);

4) увеличение количества учащихся 10 - 11-х классов, обучающихся по программам допрофессионального психолого-педагогического образования (100 процентов от потребности к 2013 году);

5) переподготовка на педагогические специальности работников из других сфер (ежегодно по потребности);

6) переподготовка с присвоением новой квалификации, подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации (ежегодно по потребности);

7) переподготовка педагогов-исследователей с правом ведения дополнительного вида деятельности (ежегодно по потребности);

8) увеличение количества педагогов, повысивших квалификацию в новых институциональных формах (не менее 80 процентов к 2013 году от общего количества педагогов);