Недействующий

О стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (Утратило силу на основании Постановления комитета по ценам и тарифам от 13 июня 2018 года N 215-пр)

5.2. Основные приоритеты экономической политики

Несмотря на положительные результаты развития экономики в последние годы, на социально-экономическую ситуацию в Хабаровском крае продолжает оказывать влияние ряд отрицательных факторов. Экономика края до конца еще не преодолела последствия кризиса 90-х годов прошлого столетия, хотя и получила хороший импульс к развитию после финансового кризиса 1998 года.

Спад экономики в Хабаровском крае в кризисный период был более глубоким, чем в целом по Российской Федерации. Так, в 1997 году объем промышленного производства в крае составил 30,7 процента к уровню 1990 года (Российская Федерация - 44,9% 1998 год), объем инвестиций - 19,2 процента (Российская Федерация - 21,1% 1998 год), оборот розничной торговли в 1995 году составил 56,9 процента (Российская Федерация - 84,3% 1999 год) - максимумы падения в крае и Российской Федерации.

Проблемы экономики края, в значительной мере определяемые общероссийскими причинами, усугублялись специфическими особенностями Дальнего Востока. Удаленность от центра, непомерный рост цен на топливо и транспортных расходов вызвали рост тарифов на электрическую и тепловую энергию, величина которых несоизмерима с тарифами, действующими в других регионах России. Все это привело к снижению конкурентоспособности продукции местных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках и практически отрезало край от российского экономического пространства.

Глубочайший спад (до 6,7% в 1997 году к уровню 1990 года) производства оборонной продукции, нагрузки на экономику, связанные с сезонным завозом грузов в северные районы края, низкая эффективность гражданского машиностроения обусловили ценовую неконкурентоспособность продукции краевых производителей в западных регионах страны и бывших республиках СССР.

Положительные результаты в развитии экономики в последние годы обеспечил программный подход Правительства края в определении путей преодоления кризиса и приоритетов развития. Основными направлениями структурной перестройки экономики Хабаровского края (1995 год) усилия по преодолению спада производства были направлены на стабилизацию положения в отраслях специализации экономики края и развитие инфраструктуры (энергетика, транспорт). Именно в отраслях природопользования (лесная, рыбная промышленности, цветная металлургия) во второй половине 90-х годов наметились признаки стабилизации и роста объемов промышленного производства.

В принятой Правительством Хабаровского края Концепции стратегического развития Хабаровского края до 2010 года основной целью региональной экономической политики было определено повышение благосостояния и качества жизни населения за счет динамичного развития экономики. В соответствии с этим был разработан прогноз социально-экономического развития края до 2010 года, на основе которого разработаны территориальные (районов и городов), отраслевые, функциональные программы развития.

В период 2000-2007 годов наиболее динамично развивались машиностроение, лесная, металлургическая и пищевая промышленность. По объему лесозаготовок и добыче драгоценных металлов край в 2005 - 2007 годах занимал третье место в Российской Федерации.

В настоящее время в крае создана опорная газотранспортная сеть протяженностью свыше 1500 км. Потребителями природного газа в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Амурске, населенных пунктах Ульчского, Солнечного, Амурского, Николаевского, Хабаровского, Комсомольского районов являются 7 теплоэлектроцентралей, 30 промышленных предприятий, 20 отопительных котельных, 20 предприятий коммунально-бытового назначения, более 75 тыс. квартир.

Ведется строительство и реконструкция генерирующих и электросетевых объектов края. На Хабаровской ТЭЦ-3 введен в эксплуатацию четвертый энергоблок, который повысил надежность обеспечения теплом и электроэнергией растущих потребностей экономики и социальной сферы краевого центра и прилегающих районов.

Ввод общей площади жилья

     


Развивалась транспортная инфраструктура. За 2001-2007 годы в крае введено в эксплуатацию 419 км дорог с твердым покрытием, ведется строительство асфальтобетонного покрытия дороги Хабаровск - Лидога - Ванино с подъездом к г. Комсомольску-на-Амуре, соединяющей автодорожную сеть Дальневосточного региона с морским портом Ванино, строится дорога Селихино - Николаевск-на-Амуре. Осуществляется строительство второй очереди железнодорожного моста через р. Амур у г. Хабаровска. В 2007 году завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Хабаровск (Новый) с заменой светосигнального оборудования. Ведется реконструкция взлетно-посадочной полосы в аэропорту Николаевск-на-Амуре. Получают развитие портовые мощности. В 2007 году в порту Де-Кастри вышел на проектную мощность 12 млн. тонн нефти в год нефтеналивной терминал компании "Эксон Нефтегаз Лимитед".

За период 2001-2007 годов в крае введено 1252 тыс. кв. м нового жилья. Построено 9 домов для молодежи, жилищные условия улучшили 1 тыс. молодых семей. Для ветеранов Великой Отечественной войны построено 7 специализированных домов на 295 квартир в краевом центре и других населенных пунктах края.

Динамика темпов роста реальных доходов
заработной платы, размера пенсий (процентов)

     


Позитивное развитие экономики края определило устойчивый рост основных показателей, определяющих уровень жизни населения края. По сравнению с 2000 годом в 2007 году темп роста реальных денежных доходов населения составил 207,1 процента, реальной заработной платы - 210,5 процента.

Показатели экономического развития Хабаровского края
и Российской Федерации в 2007 году к 1990 году (процентов)

     


Вместе с тем даже позитивные изменения последних лет не позволили по ряду показателей выйти на уровень 1990 года. Так, индекс промышленного производства к 1990 году составил по краю 58,9 процента, инвестиции в основной капитал - 91,8 процента, реальные денежные доходы - 95 процентов, реальная заработная плата - 89 процентов (по России соответственно 79; 59,2; 125; 101%).

Только в 2002-2003 годах темп роста реальной заработной платы в крае был более высоким, чем в среднем по стране. Несмотря на то, что средний уровень душевых доходов в крае в 2007 году в номинальном выражении был выше на 16 процентов, чем по стране в целом, стоимость жизни в крае значительно выше. Покупательная способность среднедушевых доходов (отношение к прожиточному минимуму) в крае в 2000-2007 годах выросла с 1,6 до 2,8 раза против 3,3 раза по России.

Уровень общей безработицы (процентов)