Недействующий

О стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (Утратило силу на основании Постановления комитета по ценам и тарифам от 13 июня 2018 года N 215-пр)

6.1.2. Риски инерционного сценария развития Хабаровского края

Инерционное развитие экономики Хабаровского края имеет четко выраженные пределы роста, связанные с исчерпанием его ресурсной базы (природных и человеческих ресурсов, устойчивости природной среды). При этом инерционное развитие сопряжено с актуализацией серьезных внутренних проблем социально-экономического развития региона как накопленных за предыдущий кризисный период, так и проявляющихся в связи с новыми экономическими реалиями.

Основные риски инерционного развития Хабаровского края можно структурировать на внешние и внутренние.

Внешние риски:

1. Неустойчивость конъюнктуры внешних рынков. Специализация на выпуске сырья и продукции его первичной переработки создает сильную зависимость социально-экономической ситуации в крае от конъюнктуры на товарно-сырьевых рынках. Последняя является цикличной - рост цен на продукцию базовых секторов экономики в любой момент может смениться их стагнацией или даже спадом.

2. Неустойчивость позиции России на ключевых сырьевых рынках Азиатско-Тихоокеанского региона как заменяемого поставщика, так как страны Азиатско-Тихоокеанского региона постоянно реализуют стратегию диверсификации источников поставок сырьевых ресурсов.

3. Ограниченная возможность влияния Правительства Хабаровского края на инвестиционные процессы в силу сильной зависимости текущего инвестиционного процесса в крае от приоритетов развития крупных корпораций - лидеров основных отраслей экономики края. Для края консолидация активов в базовых секторах экономики, реструктуризация бизнес-процессов в крупных корпорациях, с одной стороны, создает возможность появления крупных игроков, способных реализовывать масштабные инвестиционные проекты и обладающих устойчивостью к рыночным колебаниям цен, с другой стороны, снижает потенциал влияния органов региональной и муниципальной власти на крупные компании. В частности, край уже испытывает проблемы от того, что крупные компании реализуют свою продукцию, произведенную в регионе, по трансфертным ценам, проводя сделки по рыночным ценам через торговые компании за пределами края. За счет использования толлинга объем экономии крупнейших компаний на уплате налога на прибыль в бюджет региона может достигать сотен миллионов рублей в год.

Долгосрочным следствием действия названных причин может явиться то, что заявленная в инерционном сценарии структура инвестиций в экономику Хабаровского края:

- фактически нацелена на сохранение старой структуры экономики;

- увеличит долю добывающих отраслей в структуре промышленного производства региона;

- не генерирует процессов нового качества роста хозяйственного комплекса.

4. Высокие геополитические риски (особенно в части увеличения китайского транзита и экспорта в Китай российских энергоносителей).

5. Нестабильная тарифная политика Российской Федерации. Реализация транзитного потенциала региона зависит от тарифной политики Российской Федерации. Так, например, после того, как Министерство транспорта Российской Федерации в январе 2005 г. отменило льготные коэффициенты, что фактически привело к повышению тарифа на перевозку транзитных грузов вдвое, объем транзитных перевозок грузов в контейнерах по Транссибу сократился в несколько раз.

6. Реализация конкурентных проектов в части обходящих Россию транспортных коридоров. Одним из наиболее известных подобных проектов является создание альтернативы Транссибирской магистрали, которая может быть реализована в случае успеха проектов модернизации железнодорожных путей в КНР (предусматривается создание мощной транспортной линии от восточных до западных границ Китая с последующей стыковкой с транспортным проектом TRACECA <1> в Средней Азии и Казахстане). Другим подобным проектом является часть нереализованного Туманганского проекта (речь идет об аренде в настоящее время Китаем части мощностей в порту Раджин (КНДР).

________________________

<1> TRACECA (Transport Corridor Europe Caucasus Asia).

Внутренние риски:

1. Снижение значимости Хабаровского края в пространственном развитии Российской Федерации. При сохранении существующей инерции развития хозяйственной системы края, даже при реализации большинства заявленных проектов в сфере добычи сырья, край рискует приобрести статус "двойной периферии": Российской Федерации и Азиатско-Тихоокеанского региона. Даже на традиционных для России рынках велика вероятность того, что краю не удастся завоевать доминирующие позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так как практически по всем видам сырья у покупателей будут альтернативные варианты. Поставка сырья в западном направлении (на внутренний рынок Российской Федерации и на более зрелые, чем Азиатско-Тихоокеанский регион, рынки) будет сталкиваться с большим количеством ограничений, связанных как с альтернативными поставками внутри страны из источников, ближе расположенных к центрам потребления, так и инфраструктурными ограничениями. В этих условиях для Хабаровского края реальны риски значительного отставания по уровню развития от основных российских территорий.

2. Невысокий уровень технологического развития базового сектора и усиление технологического отставания Хабаровского края. На данный момент край специализируется во многом на производстве продукции с низкой добавленной стоимостью (производство продуктов первичной переработки нефти, экспорт круглого леса). Несмотря на наличие в структуре промышленности края отраслей оборонного комплекса, следует учитывать, что доля высокотехнологичных и относительно высокотехнологичных секторов в структуре производства края невысока. Кроме того, низка инновационность даже имеющихся отраслей. Усиление специализации региона на добыче сырья, в случае экспорта продуктов низкой степени переработки, также увеличивает вероятность технологического отставания от передовых субъектов Российской Федерации. Нарастают риски, связанные с выпуском морально устаревшей продукции, сосредоточение на выпуске продукции с низкой добавленной стоимостью. Технологическое отставание влечет за собой низкие показатели производительности оборудования (труда), высокие удельные расходы материальных и энергоресурсов, консервацию устаревших технологий производства.

3. Усиливающийся дефицит трудовых ресурсов. В силу сложной демографической и миграционной ситуации на Дальнем Востоке и в крае диспропорции на рынке труда будут усиливаться. Уже сейчас, по оценке предприятий, кадровый ресурс является наиболее дефицитным в регионе. Даже при незначительном улучшении демографической ситуации Хабаровский край будет испытывать серьезнейший дефицит кадровых ресурсов, поскольку в рамках инерционного сценария не удастся существенно увеличить миграционный приток населения.

4. Низкий уровень развития городской среды. Основными параметрами, фиксирующими положение дел в этой области, являются:

- относительная неразвитость и малый масштаб рынка недвижимости (как жилой, так и коммерческой) в крае;

- низкий уровень развития новых форматов торговли, городской инфраструктуры, общественного питания, индустрии досуга и культурно-просветительской сферы;

- нерешенность вопросов высокого уровня преступности в крупных городах Хабаровского края.

5. Усиление территориальных диспропорций в экономике Хабаровского края. Концентрация экономического развития края в южной зоне (в крупных промышленных центрах - городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре) будет усиливаться. При этом будет сохраняться и даже возрастать разрыв в уровне социально-экономического развития и инвестиционной привлекательности муниципальных образований.