Экономическая основа инновационного развития Хабаровского края на период до 2025 года направлена на укрепление специализации края в национальном и международном разделении труда за счет эксплуатации и переработки собственных и транзитируемых природных ресурсов, последовательной политики модернизации и развития перерабатывающих производств, предоставления инновационных, инфраструктурных услуг.
Формирование инновационного сценария базируется на следующих структурных приоритетах и решениях:
- создание мощной многофункциональной и специализированной транспортной инфраструктуры как основы для реализации производственного и транзитного потенциала Хабаровского края, усиления его кооперации и интеграции с субъектами Российской Федерации Дальнего Востока, Сибири и странами Азиатско-Тихоокеанского региона;
- повышение эффективности и устойчивости отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы края;
- реанимация и развитие высокотехнологичных производств в обрабатывающей промышленности на базе существующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, рассчитанных на внутрирегиональные потребности, национальный и международный рынок;
- диверсификация индустриального комплекса края путем организации современных перерабатывающих производств на базе использования местного и проходящего транзитом энергетического и минерального сырья, лесных продуктов, электроэнергии;
- обеспечение инновационного характера развития отраслей экономики края, технического и технологического перевооружения производственного аппарата, освоение новых конкурентоспособных видов продукции, утверждение механизмов внедрения в производство инновационных продуктов;
- обеспечение объектов производства и основных зон, узлов расселения транспортной, энергетической, инженерной инфраструктурой;
- инновационное развитие социального сектора в целях повышения качества жизни населения края;
- развитие профессионального образования края как высокоэффективной отрасли экономики посредством привлечения молодежи в профессиональные учебные заведения из других субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии и использования имеющегося научного потенциала для повышения инновационной составляющей регионального производства.
Создание на базе Тихоокеанского государственного университета Дальневосточного федерального университета даст новый импульс развитию высшей школы, дальнейшей интеграции системы профессионального образования в масштабах региона, повышению конкурентоспособности как системы образования, так и ключевых отраслей экономики, реализации современных задач миграционной политики государства, укреплению связей региона с АТР.
Основу развития экономики Хабаровского края в инновационном сценарии обеспечивает промышленный сектор, хотя номинально его доля в перспективном периоде мало трансформируется в структуре валового регионального продукта. Перспективная структура экономики края поддерживается паритетным с промышленными видами деятельности ростом в крае ключевых непромышленных секторов (транспорта, торгового обслуживания). Однако оценки перспективных межотраслевых обменов показывают, что даже при высоких темпах роста грузооборота транспорта, обеспечиваемого за счет международного и межрегионального транзита по территории края, активного роста сектора связи, торговли, выход на восходящие макроэкономические показатели может быть только с адекватными темпами развития промышленности в крае. Макроэкономические показатели инновационного сценария Стратегии Хабаровского края показаны в таблице N 2.
Таблица N 2
(процентов в сопоставимых ценах) | ||||
Показатель | Среднегодовой темп роста за 2008-2015 гг. | Среднегодовой темп роста за 2016-2025 гг. | Среднегодовой темп роста за 2008-2025 гг. | 2025 год к 2007 году |
Валовой региональный продукт | 105,2 | 109,1 | 107,3 | 355,0 |
Инвестиции в основной капитал | 109,0 | 110,5 | 109,8 | 537,5 |
Промышленность | 106,5 | 109,1 | 107,9 | 391,0 |
Продукция сельского хозяйства | 103,0 | 101,7 | 102,3 | 149,5 |
Оборот розничной торговли | 106,3 | 106,7 | 106,5 | 311,8 |
Грузооборот транспорта | 111,2 | 102,9 | 106,5 | 309,4 |
Услуги связи | 112,6 | 108,4 | 110,2 | 577,3 |
Инновационные характеристики развития Хабаровского края в заметной степени зависят от формирования национальной системы стимулирования и поддержки инноваций. В то же время необходимые условия по запуску механизмов диффузии нововведений должны создаваться в экономике региона.
Базовые предпосылки инновационного сценария создают инновационные эффекты экономического роста в крае в рамках восстановления и постепенной модернизации высокотехнологичных производств на базе действующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, гражданских машиностроительных предприятий, электроэнергетики, сектора инженерной инфраструктуры. Инновационные характеристики будут сопровождать и новые инвестиционные проекты на территории края. Капиталоемкие, высокопроизводительные проекты по освоению и переработке ресурсов, развитию инфраструктуры транспорта, энергоснабжения - открытые, заинтересованные для инноваций сферы. Но это будут трансферы материальных технологий, замкнутые (высокоспециализированные) по характеру использования, причем внешне масштабные, но не обладающие силой "инновационного мультипликатора".
Дальнейшее развитие научно-технического потенциала в крае - создание локализованной инновационной системы посредством стимулирования нематериальных форм трансфера и повышения уровня технологической сложности материальных форм трансфера технологий. Материальный трансфер технологий, в целом неизбежный для инерционных условий экономического развития Хабаровского края, совершенно необходим и для инновационного сценария. Но целевая задача сценария - дополнить материальный трансфер, осуществляемый отраслями промышленной специализации, объектами инфраструктуры, во-первых, вновь создаваемыми отраслями переработки сырьевых ресурсов и, во-вторых, системой продуцирования и распределения научных и инновационных знаний за счет поддержки и развития наукоемких производств (в том числе на основе технологий двойного назначения), формирования в крае сосредоточенных зон инновационного предпринимательства (кластеров), интегрированных с восточно-азиатским рынком инновационных продуктов.
Функции инновационного предпринимательства и его координации при этом делегируются:
- высокотехнологичным производителям на территории края (ОАО "КнААПО", ОАО "Амурский кабельный завод", ОАО "Амурский судостроительный завод"), созданным на их основе предприятиям, реализующим научно-исследовательский потенциал, в том числе на основе технологий гражданского, двойного и военного назначения;
- российским и зарубежным корпорациям, реализующим технологически им близкие инновационные проекты при освоении и переработке энергетических, минеральных, лесных ресурсов;
- организациям, занимающимся разработкой, коммерциализацией, распространением знаний в области новых технологий, материалов;
- федеральным и региональным органам власти, которые направляют средства на поддержку и развитие стратегических и перспективных направлений науки и техники, координируют работы в области новых технологий, материалов, выполняемых в рамках федеральных целевых и ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития и проектов, реализуемых бизнес-сообществом.