Недействующий

О стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (Утратило силу на основании Постановления комитета по ценам и тарифам от 13 июня 2018 года N 215-пр)

6.2.4. Экономическое содержание сценария

Экономическая основа инновационного развития Хабаровского края на период до 2025 года направлена на укрепление специализации края в национальном и международном разделении труда за счет эксплуатации и переработки собственных и транзитируемых природных ресурсов, последовательной политики модернизации и развития перерабатывающих производств, предоставления инновационных, инфраструктурных услуг.

Формирование инновационного сценария базируется на следующих структурных приоритетах и решениях:

- создание мощной многофункциональной и специализированной транспортной инфраструктуры как основы для реализации производственного и транзитного потенциала Хабаровского края, усиления его кооперации и интеграции с субъектами Российской Федерации Дальнего Востока, Сибири и странами Азиатско-Тихоокеанского региона;

- повышение эффективности и устойчивости отраслей, эксплуатирующих природные ресурсы края;

- реанимация и развитие высокотехнологичных производств в обрабатывающей промышленности на базе существующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, рассчитанных на внутрирегиональные потребности, национальный и международный рынок;

- диверсификация индустриального комплекса края путем организации современных перерабатывающих производств на базе использования местного и проходящего транзитом энергетического и минерального сырья, лесных продуктов, электроэнергии;

- обеспечение инновационного характера развития отраслей экономики края, технического и технологического перевооружения производственного аппарата, освоение новых конкурентоспособных видов продукции, утверждение механизмов внедрения в производство инновационных продуктов;

- обеспечение объектов производства и основных зон, узлов расселения транспортной, энергетической, инженерной инфраструктурой;

- инновационное развитие социального сектора в целях повышения качества жизни населения края;

- развитие профессионального образования края как высокоэффективной отрасли экономики посредством привлечения молодежи в профессиональные учебные заведения из других субъектов Российской Федерации Дальнего Востока и стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии и использования имеющегося научного потенциала для повышения инновационной составляющей регионального производства.

Создание на базе Тихоокеанского государственного университета Дальневосточного федерального университета даст новый импульс развитию высшей школы, дальнейшей интеграции системы профессионального образования в масштабах региона, повышению конкурентоспособности как системы образования, так и ключевых отраслей экономики, реализации современных задач миграционной политики государства, укреплению связей региона с АТР.

Основу развития экономики Хабаровского края в инновационном сценарии обеспечивает промышленный сектор, хотя номинально его доля в перспективном периоде мало трансформируется в структуре валового регионального продукта. Перспективная структура экономики края поддерживается паритетным с промышленными видами деятельности ростом в крае ключевых непромышленных секторов (транспорта, торгового обслуживания). Однако оценки перспективных межотраслевых обменов показывают, что даже при высоких темпах роста грузооборота транспорта, обеспечиваемого за счет международного и межрегионального транзита по территории края, активного роста сектора связи, торговли, выход на восходящие макроэкономические показатели может быть только с адекватными темпами развития промышленности в крае. Макроэкономические показатели инновационного сценария Стратегии Хабаровского края показаны в таблице N 2.

Таблица N 2

(процентов в сопоставимых ценах)

Показатель

Среднегодовой темп роста за 2008-2015 гг.

Среднегодовой темп роста за 2016-2025 гг.

Среднегодовой темп роста за 2008-2025 гг.

2025 год к 2007 году

Валовой региональный продукт

105,2

109,1

107,3

355,0

Инвестиции в основной капитал

109,0

110,5

109,8

537,5

Промышленность

106,5

109,1

107,9

391,0

Продукция сельского хозяйства

103,0

101,7

102,3

149,5

Оборот розничной торговли

106,3

106,7

106,5

311,8

Грузооборот транспорта

111,2

102,9

106,5

309,4

Услуги связи

112,6

108,4

110,2

577,3



Инновационные характеристики развития Хабаровского края в заметной степени зависят от формирования национальной системы стимулирования и поддержки инноваций. В то же время необходимые условия по запуску механизмов диффузии нововведений должны создаваться в экономике региона.

Базовые предпосылки инновационного сценария создают инновационные эффекты экономического роста в крае в рамках восстановления и постепенной модернизации высокотехнологичных производств на базе действующих предприятий оборонно-промышленного комплекса, гражданских машиностроительных предприятий, электроэнергетики, сектора инженерной инфраструктуры. Инновационные характеристики будут сопровождать и новые инвестиционные проекты на территории края. Капиталоемкие, высокопроизводительные проекты по освоению и переработке ресурсов, развитию инфраструктуры транспорта, энергоснабжения - открытые, заинтересованные для инноваций сферы. Но это будут трансферы материальных технологий, замкнутые (высокоспециализированные) по характеру использования, причем внешне масштабные, но не обладающие силой "инновационного мультипликатора".

Дальнейшее развитие научно-технического потенциала в крае - создание локализованной инновационной системы посредством стимулирования нематериальных форм трансфера и повышения уровня технологической сложности материальных форм трансфера технологий. Материальный трансфер технологий, в целом неизбежный для инерционных условий экономического развития Хабаровского края, совершенно необходим и для инновационного сценария. Но целевая задача сценария - дополнить материальный трансфер, осуществляемый отраслями промышленной специализации, объектами инфраструктуры, во-первых, вновь создаваемыми отраслями переработки сырьевых ресурсов и, во-вторых, системой продуцирования и распределения научных и инновационных знаний за счет поддержки и развития наукоемких производств (в том числе на основе технологий двойного назначения), формирования в крае сосредоточенных зон инновационного предпринимательства (кластеров), интегрированных с восточно-азиатским рынком инновационных продуктов.

Функции инновационного предпринимательства и его координации при этом делегируются:

- высокотехнологичным производителям на территории края (ОАО "КнААПО", ОАО "Амурский кабельный завод", ОАО "Амурский судостроительный завод"), созданным на их основе предприятиям, реализующим научно-исследовательский потенциал, в том числе на основе технологий гражданского, двойного и военного назначения;

- российским и зарубежным корпорациям, реализующим технологически им близкие инновационные проекты при освоении и переработке энергетических, минеральных, лесных ресурсов;

- организациям, занимающимся разработкой, коммерциализацией, распространением знаний в области новых технологий, материалов;

- федеральным и региональным органам власти, которые направляют средства на поддержку и развитие стратегических и перспективных направлений науки и техники, координируют работы в области новых технологий, материалов, выполняемых в рамках федеральных целевых и ведомственных программ, а также отдельных программ регионального развития и проектов, реализуемых бизнес-сообществом.