Основным приоритетом в социальной сфере является формирование условий, обеспечивающих привлекательность территории края для проживания населения, привлечения новых жителей и закрепления проживающего и прибывающего населения, что является, как отмечалось выше, одной из наиболее приоритетных целей стратегического развития вообще.
В области естественного движения населения Хабаровского края в последние десятилетия сложились тенденции устойчивого сокращения численности населения, которые задают демографические и, как следствие, экономические перспективы региона. По данным Росстата, на 01 января 2008 г. численность населения в крае составила 1403,7 тыс. человек, что на 221 тыс., или на 13,6 процента, меньше, чем в 1991 году, когда была зафиксирована максимальная численность населения.
В 1991-2007 годы на долю миграционного оттока пришлось 58,9 процента общей потери населения края (130,1 тыс. человек) и, соответственно, 41,1 процента - на долю естественной убыли населения (90,9 тыс. человек). При этом в 1991-1999 годы сокращение численности населения в крае происходило преимущественно за счет миграции, а начиная с 2000 года основную роль в этом процессе стала играть естественная убыль населения (превышение смертности над рождаемостью). Исходя из этого в качестве базовой характеристики демографического состояния региона следует рассматривать показатели естественного движения населения.
Абсолютное число родившихся в 2007 году составило к уровню 1991 года в Хабаровском крае 76,5 процента. Коэффициент рождаемости (число родившихся на 1 тыс. населения) в 2007 году составил 11,6 промилле, что ниже того уровня (14,2 промилле), который обеспечивал хотя бы простое воспроизводство населения.
Динамика рождаемости населения
(на 1 тыс. человек населения)
Динамика смертности населения
(на 1 тыс. человек населения)
Этот показатель свидетельствует об активном процессе депопуляции в Хабаровском крае.
Коэффициент смертности (умершие на 1 тыс. человек населения) в Хабаровском крае с 9,3 промилле в 1991 году достиг 14,2 промилле в 2007 году и 14,2 промилле за 9 месяцев 2008 г. Представляется, что до 2025 года коэффициент смертности не удастся снизить до уровня 1991 года. Следовательно, естественная убыль населения будет продолжаться. Только экстраординарное улучшение медицинского обслуживания, внедрение здорового образа жизни, улучшение качества воды и продуктов питания могут способствовать некоторому торможению показателей смертности и увеличению продолжительности жизни.
В целях улучшения показателей рождаемости, снижения материнской и младенческой смертности предполагается повышение эффективности работы муниципальных и государственных медицинских учреждений; дальнейшее финансирование строительства и реконструкции объектов здравоохранения, дооснащение их необходимой медицинской аппаратурой; подготовка квалифицированных специалистов; осуществление мероприятий по укреплению репродуктивного здоровья населения.
Повышение доступности высокотехнологичных видов медицинской помощи будет обеспечиваться работой введенных в строй краевых медицинских центров: онкологического, перинатального, нейрохирургического, клинико-диагностических.
Перейдя нижнюю границу средней продолжительности предстоящей жизни в 2003 году (61,7 года), в 2007 году продолжительность жизни населения в Хабаровском крае составила 64,8 года, но не достигла уровня 1989-1990 годов и была ниже среднероссийских показателей. В среднем по России Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации средняя продолжительность жизни к 2025 году предусматривается в 75 лет. В Хабаровском крае это показатель будет составлять 67 лет (инерционный вариант) и 72 года (инновационный вариант). Это означает, что с точки зрения достижения национальных стандартов край должен использовать возможности федеральных программ по повышению продолжительности жизни, поскольку самостоятельно выход на такие показатели не может быть обеспечен.
В определенной мере укреплению демографического потенциала в Хабаровском крае будет способствовать миграция. В 2007 году край оказался довольно благополучным в миграционных трендах и имел положительное сальдо миграции. На одного прибывшего в 2007 году приходилось 0,9 выбывших против 1,1 в 2006 году.
Если в последующие годы удастся сохранить наметившееся в 2007 году положительное сальдо миграции на этом уровне, то ее объемы компенсируют естественную убыль населения (естественная убыль населения в 2007 году 3,7 тыс. человек, миграционное сальдо +1,9 тыс. человек).
Прогноз численности населения Хабаровского края
до 2025 года
В этих условиях удастся стабилизировать численность населения в крае к началу 2026 года только на уровне 1354 тыс. человек (инерционный вариант).
При увеличении миграционного сальдо и сокращении естественной убыли населения предполагается рост численности населения до 1500 тыс. человек (инновационный вариант).
Формирование трудового потенциала будет происходить под влиянием абсолютного сокращения численности трудоспособного населения. Поэтому политика занятости населения в период до 2025 года должна быть направлена на достижение наиболее полной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышение качества и конкурентоспособности трудового потенциала края. Наряду с модернизацией системы профессионального образования и переподготовки кадров важнейшим условием реализации этих целей станет повышение гибкости рынка труда и его структурной сбалансированности, создание условий для профессиональной и территориальной мобильности населения.
В качестве реальных источников пополнения трудового потенциала рассматриваются: сокращение безработицы на 20 тыс. человек; увеличение привлечения иностранных работников на 55 тыс. человек (80 тыс. человек, или 9 процентов от численности занятых в экономике); высвобождение рабочей силы в результате повышения производительности труда благодаря технологическому перевооружению производства, внедрению наукоемких, ресурсосберегающих, экологически чистых производств (до 70 тыс. человек); увеличение численности работающих пенсионеров.
Важным является обеспечение высокого индекса развития человеческого потенциала, отражающего общий демографический уровень развития территории и качество имеющихся трудовых ресурсов (в том числе образовательный уровень), наряду с характеристиками развития социальной инфраструктуры, комфортности организации социальной среды, и прочее.
Для укрепления населенческого потенциала необходимо:
- обеспечение воспроизводства населения и стабилизация его численности за счет поддержки молодых семей и молодежи, подъема рождаемости, снижения смертности, формирования социально-экономических предпосылок для дальнейшего демографического роста;