Недействующий

О стратегии социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года (Утратило силу на основании Постановления комитета по ценам и тарифам от 13 июня 2018 года N 215-пр)

6.2.3. Региональные предпосылки инновационного сценария

Несмотря на рост в 2000-х годах основных индикаторов социально-экономического развития Дальнего Востока, усиление внимания к региону со стороны федерального центра в качестве "региональных" параметров развития Хабаровского края пока остаются укрепление сырьевой и транзитной модели экономики, инерционность в показателях социальной динамики в регионе. Позиции экономики Дальнего Востока укрепляются действиями Правительства Российской Федерации, которое в ноябре 2007 г. утвердило новую редакцию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года", планирует выделить территориям ДФО государственные инвестиции на развитие, прежде всего, энергетической, транспортной и инженерной инфраструктуры.

Структура и траектория развития края до 2025 года предопределяется набором крупных инвестиционных проектов и предложений, которые уже имеют реальных инвесторов. По ним выполняются работы по предпроектной подготовке и освоению - это проекты в минерально-сырьевом, топливно-энергетическом комплексе, в обрабатывающих производствах, в секторе транспортной инфраструктуры (в том числе портовой и трубопроводной). Эти проекты объективно обеспечат экономике края положительную динамику ВРП в среднем 108 процентов в год в 2010-2020 годах. Но далее темпы могут снижаться в силу исчерпания ресурсных факторов роста региональной экономики, обострения демографических тенденций. Однако в случае успешной реализации проектов в обрабатывающих производствах, внедрения производств по выпуску инновационной продукции, среднегодовые темпы роста ВРП около 8 процентов сохранятся и до 2025 года и составят за период 2007-2025 годов 7,3 процента.

В любом сценарии и модели развития Дальнего Востока Хабаровский край останется одной из наиболее развитых и интегрирующих подсистем южной зоны Дальневосточного федерального округа.

Структура экономики края диверсифицирована. По запасам древесины, цветных и драгоценных металлов (олово, медь, золото, серебро), ценных видов рыб край выделяется не только на Дальнем Востоке, но и в России. Но отрасли сырьевого сектора формируют 9,4 процента совокупной валовой добавленной стоимости (2006 год). Несмотря на наличие запасов природных ресурсов, край не имеет перспектив по созданию локомотивов для индустриального рывка на базе мощных сырьевых проектов уровня сахалинского шельфа, Западной и Южной Якутии.

Сырьевая и транзитная модель развития Дальнего Востока создает, тем не менее, структурные потенциалы для дальнейшей индустриализации экономики Хабаровского края. Проектируемая энергетическая инфраструктура для транзита топливно-энергетических ресурсов (трубопровод "Восточная Сибирь - Тихий Океан" (ВСТО), магистральные газопроводы с Якутии и Сахалина, высоковольтные линии электропередач), Северный широтный ход и транссибирский железнодорожный маршрут к 2020 году сформируют на территории края мощный транзитный энергетический и сырьевой коридор, ориентированный на центры энерго-, ресурсопользования в странах Северо-Восточной Азии. С востока, через территорию Хабаровского края, к этому коридору примыкают углеводороды сахалинских проектов (сырая нефть, природный газ).

На территории края формируется каркас новой национальной специализации региональной экономики. Только по позициям топливно-энергетических товаров Хабаровский край превращается в зону экспортно-ориентированного транзита потоков сырой нефти, природного газа, угля с грузооборотами более 100 млн. тонн в год.

Однако сами по себе масштабные инвестиции в энергетическую и терминальную инфраструктуру, экспортный транзит топлива и минерального сырья не смогут стать структурным толчком, локомотивом регионального экономического роста и повышения благосостояния жителей Хабаровского края. Необходимо создание новых индустриальных объектов среднетехнологичных отраслей промышленности, развиваемых как на имеющейся базе, так и на базе переработки проходящих транзитом через край сырьевых ресурсов и полуфабрикатов.