ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2009 года N 378-пр
О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края
от 26 ноября 2008 г. N 276-пр "О краевой целевой программе
"Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы"
__________________________
Утратило силу с 1 января 2014 года на основании
Постановления Правительства Хабаровского края
от 18 декабря 2013 года N 439-пр
__________________________
В целях улучшения демографической ситуации, создания условий для оптимизации процессов естественного воспроизводства и сокращения естественной убыли населения, последующей стабилизации численности населения края, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство края
постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. N 276-пр "О краевой целевой программе "Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы" следующие изменения:
1.1. Пункт 2 изложить в следующей редакции:
"2. Министерству экономического развития и внешних связей края (Калашников В.Д.) обеспечить контроль за ходом реализации Программы и координацию деятельности министерств края, иных органов исполнительной власти края, участвующих в реализации Программы.".
1.2. Пункты 3, 4 исключить.
1.3. Пункт 6 изложить в следующей редакции:
"6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства края по экономическим вопросам Апанасенко Г.В.".
2. Изложить краевую целевую программу "Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 26 ноября 2008 г. N 276-пр, в новой редакции (прилагается).
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 26.11.2008 г. N 276-пр
(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 16 декабря 2009 года N 378-пр)
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы"
ПАСПОРТ
краевой целевой программы
"Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы"
Наименование Программы | - краевая целевая программа "Демографическое развитие Хабаровского края на 2009-2015 годы" (далее также - Программа) |
Основание для разработки Программы | - Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году, решение Совета Безопасности Российской Федерации от 20 июня 2006 г. о разработке региональных демографических программ |
Государственный заказчик Программы | - Правительство Хабаровского края |
Государственный координатор Программы | - министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края |
Основные разработчики Программы | - министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края министерство образования Хабаровского края министерство здравоохранения Хабаровского края министерство строительства Хабаровского края министерство социальной защиты населения Хабаровского края министерство культуры Хабаровского края комитет по печати, полиграфической промышленности и телерадиовещанию Правительства Хабаровского края |
Сроки реализации Программы | - 2009-2015 годы |
Цель Программы | - улучшение демографической ситуации в Хабаровском крае |
Задачи Программы | - снижение естественной убыли населения; увеличение продолжительности жизни населения; увеличение миграционного прироста населения |
Основные целевые показатели Программы | - изменение численности населения (прибыль, убыль); рождаемость населения; смертность населения; младенческая смертность; материнская смертность; средняя продолжительность жизни; сальдо миграции населения |
Основные мероприятия Программы | - укрепление семьи как основы воспроизводственных процессов; улучшение состояния здоровья населения края и снижение смертности; охрана здоровья детей и подростков в крае; укрепление репродуктивного здоровья населения края; формирование здорового образа жизни населения края; повышение доступности образования и качества условий осуществления образовательного процесса; повышение культуры населения; совершенствование охраны труда; совершенствование миграционной политики |
Объемы и источники финансирования Программы | - источник финансирования Программы - краевой бюджет; |
| объем финансирования из средств краевого бюджета в 2009-2015 годах - 992 370 тыс. рублей (в ценах 2008 года), в том числе по годам: 2009 год - 45 805 тыс. рублей; 2010 год - 39 390 тыс. рублей; 2011 год - 39 115 тыс. рублей; 2012 год - 39 115 тыс. рублей; 2013 год - 266 865 тыс. рублей; 2014 год - 510 465 тыс. рублей; 2015 год - 51 615 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - в оптимистическом варианте: увеличение рождаемости на 6%; снижение смертности населения на 7%; увеличение продолжительности жизни на 1,5 года |
Контроль за исполнением Программы | - Правительство Хабаровского края, министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края |
1. Характеристика состояния и проблем демографического развития
1.1. Оценка демографической ситуации
Современная демографическая ситуация в Хабаровском крае (далее - также край) в целом отражает общероссийские тенденции, а также региональные особенности, которые в значительной степени обусловлены происходившими социально-экономическими преобразованиями в стране. Главными ее особенностями являются неуклонное снижение численности населения, низкая рождаемость, высокая смертность населения, большие потери населения из-за сверхсмертности мужчин особенно в трудоспособном возрасте, продолжающееся старение населения, миграционная убыль населения.
К началу 2008 года численность постоянного населения края составила 1 403,7 тыс. человек. Из общей численности населения 1 130,8 тыс. человек (80,6%) - горожане, 272,9 тыс. человек (19,4%) - сельские жители.
Процесс сокращения численности населения начался еще в 1992 году. С 1992 по 2007 год включительно край потерял 220,8 тыс. человек (13,6%). В 1992-1999 годах в убыли населения края решающую роль играла миграция населения (72%). С 2000 года основная причина депопуляции - естественная убыль населения.
Величина ожидаемой продолжительности жизни населения края составляет 63,7 года, это меньше, чем в России на 3 года.
Одной из основных проблем смертности населения является мужская сверхсмертность в трудоспособном возрасте. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин на 13,4 года меньше, чем женщин. По последним данным более 40% всех умерших приходится на находящихся в трудоспособном возрасте, из них свыше 79% - мужчины.
Остро стоит проблема "алкогольной смертности", связанной с расширением доступности алкоголя и ухудшением его качества (потребление алкогольных напитков и пива на душу населения за 1995-2006 годы выросла более чем вдвое и составила почти 10 литров абсолютного алкоголя при критическом уровне 8 литров).
Низкий уровень здоровья населения репродуктивного возраста, распространенность абортов, патология беременности и родов обуславливают высокие показатели материнской и младенческой смертности.
Младенческая смертность, несмотря на сокращение (на 31,2% по сравнению с 2000 годом), сохраняется относительно высокой - 11,9 промилле на 1 тыс. родившихся живыми (в России - 9,4 промилле). Уровень материнской смертности почти вдвое выше по сравнению со средним по России показателем.
На темпы роста смертности оказывает влияние и изменение возрастной структуры населения. Доля населения в возрасте старше трудоспособного выросла с 15,9% на начало 2000 года до 17,9% на начало 2007 года, доля населения моложе трудоспособного возраста сократилась на 4,4% и составила 16% от общей численности населения края.
Основными причинами смертности населения в крае в 2007 году оставались заболевания системы кровообращения (свыше 50% от общего числа умерших), несчастные случаи, отравления и травмы (около 17%), новообразования (более 13%).
Сложившийся в крае уровень рождаемости значительно ниже необходимого для простого замещения поколений родителей их детьми. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в течение репродуктивного периода 15 - 49 лет) составляет 1,297 против необходимых 2,150 (в России - 1,404; в Дальневосточном федеральном округе - 1,287). Характер рождаемости определяется массовым распространением малодетности (1, 2 ребенка), сближением параметров рождаемости городского и сельского населения, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
Происходит стабильное ухудшение брачной структуры. Падение ценности семьи, отсутствие устойчивых социально-культурных укладов определяет неустойчивость семьи.
Высокий уровень разводов, внебрачной рождаемости, а также вдовства вследствие более высокой смертности мужчин - основные причины увеличения количества неполных семей, что, в свою очередь, влечет снижение частоты деторождении, а также накладывает негативный отпечаток на формирование будущего репродуктивного поведения детей, воспитанных в неполных семьях.
В последние годы наметились позитивные изменения в естественном движении населения. Уровень рождаемости на 1 тыс. человек населения увеличился с 8,5 в 2000 году до 11,6 рождений в 2007 году (в России - 11,3; в Дальневосточном федеральном округе - 12,3 промилле). Уровень смертности, достигнув своего максимального значения в 2003 году (16,3 промилле), начал снижаться и в 2007 году составил 14,2 умерших на 1 тыс. человек населения (в России - 14,7; в Дальневосточном федеральном округе -13,5 промилле). В определенной мере это связано с выходом в репродуктивный возраст более многочисленных поколений, а также благодаря предоставлению дополнительных мер государственной поддержки семьям, имеющим детей. Положительное значение имеет реализация намеченных мероприятий приоритетного национального проекта "Здоровье", направленных на повышение качества медицинских услуг населению, развитие первичной медико-санитарной помощи, охрану материнства и детства, борьбу с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.
Наряду с естественной убылью населения численность населения в крае сокращалась и за счет миграционного оттока. В числе основных причин оттока населения всегда были суровые климатические условия, отдаленность от центральных районов страны и высокие транспортные расходы. В последние годы помимо утраты сравнительных преимуществ в области доходов добавилось ухудшение экологической ситуации в крае.
1.2. Оценка уровня жизни населения
С 2000 года в крае наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, характеризующих уровень жизни населения. Реальные денежные доходы населения увеличились в 2007 году к уровню 1999 года в 2,2 раза, реальная заработная плата - в 2,5 раза, реальный размер пенсий - в 2,3 раза. Несмотря на достигнутый рост, уровень и качество жизни населения существенно отстают от среднероссийских показателей.
Номинальная среднемесячная заработная плата в крае с 1999 по 2007 год выросла в 8,1 раза и составила 15,7 тыс. рублей. Это выше, чем по России на 16,3% и на 5,9% ниже средней заработной платы в Дальневосточном федеральном округе. Между тем более 22% работников в крае в 2007 году получали заработную плату на уровне прожиточного минимума или ниже.
Остается низкой покупательная способность населения. В крае доходы и заработная плата превышают прожиточный минимум в 2,8 раза (в России в 3,3 раза по данным Минздравсоцразвития России).
В 2007 году около 40% пенсионеров края имели доход ниже прожиточного минимума пенсионера.
1.3. Социальная сфера
Основные усилия Правительства края в системе здравоохранения края направлены на развитие первичной медико-санитарной помощи, охрану материнства и детства, борьбу с социально значимыми заболеваниями, развитие высокотехнологичных видов медицинской помощи.
В последние годы финансирование здравоохранения за счет бюджета края увеличилось более чем в 4 раза - с 2 млрд. рублей в 2000 году до 10,5 млрд. рублей в 2007 году. Это дало возможность сформировать достаточно прочную платформу для реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и пилотного проекта в сфере здравоохранения.
В крае выросли объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В 2007 году 3,6 тыс. больным оказана высокотехнологичная медицинская помощь по разным профилям.
В 2007 году уровень общей заболеваемости в крае составил 1 394 случая заболеваний на 1 тыс. населения. По существующей системе оценок - это средний уровень заболеваемости населения. При этом общая заболеваемость населения края в 1,1 раза ниже, чем по Российской Федерации, и не отличается от среднего показателя по Дальневосточному федеральному округу.
Результатом целенаправленной политики Правительства края по созданию условий, обеспечивающих доступность, качество и обновление содержания образования, явилось сохранение положительной динамики основных показателей деятельности системы образования. Число учащихся, приходящихся на одного учителя, увеличилось с 12 в 2004 году до 13,46 в 2007 году. Вырос охват дошкольными учреждениями детей в возрасте от одного года до шести лет до 60,8%. Стабильно низким (0,3%) остается удельный вес детей и подростков в возрасте 7 - 15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях, в общей численности детей и подростков соответствующего возраста. Доля детей, оставленных на повторный курс обучения, снизилась до 0,25%.
Наметилась тенденция к увеличению сети дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп, открыто 8 муниципальных детских садов (на 907 детей), дополнительно 104 группы в действующих муниципальных детских садах (на 2 337 детей). Но, несмотря на это, очередь на получение мест в детских садах увеличилась и составила на 01 января 2008 г. 7 870 детей.
Между тем остро стоит проблема социального сиротства. В крае более 8 тыс. детей - социальные сироты, родители которых лишены родительских прав, осуждены, находятся в розыске.
В крае проводится работа по развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников интернатных учреждений. По состоянию на 01 января 2008 г. в крае создано 208 приемных семей, в них 355 ребят из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (на 01 января 2007 г. - 44 семьи, в них 78 детей). Проводится целенаправленная работа по устройству детей в замещающие семьи.
Получили развитие временные формы устройства воспитанников в семьи граждан в каникулярное время, выходные и праздничные дни.
За последние годы усилено внимание к физической культуре и спорту, их значимости как инструмента для решения многих социальных и экономических проблем. В настоящее время различными формами физической культуры и спортом на территории края охвачено 13,8% населения края, или 194 тыс. человек (в России 12%). Ежегодно в крае проводится более 1 800 соревнований в городских округах и муниципальных районах, более 800 краевых мероприятий. Из них 61% - это соревнования среди детей, подростков и молодежи. В сфере массового спорта ежегодно проводится 14 комплексных спартакиад среди различных демографических групп населения края.
Большое внимание в крае уделяется социальной поддержке семей. Дополнительным механизмом материальной поддержки семей является выплата из краевого бюджета единовременного пособия в сумме 1 600 рублей при рождении второго ребенка и каждого последующего.
В 2007 году организован отдых и оздоровление 28 тыс. детей из малоимущих семей.
В 2007 году государственная социальная помощь и меры социальной поддержки оказаны более 170 тыс. малоимущим семьям с детьми, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям из многодетных семей за счет бюджетов всех уровней и благотворительных средств на сумму более 585 млн. рублей.
Особое внимание уделяется сохранению культурного потенциала населения, созданию условий для доступа всех социальных слоев населения к ценностям культуры, развитию творческой инициативы. В настоящее время в крае насчитывается шесть театров, одна концертная организация, один цирк, 324 библиотеки, 315 культурно-досуговых учреждений, 18 музеев, 46 детских школ искусства, 11 кинотеатров, пять парков. В крае действует около 2 тыс. клубных формирований с числом учащихся более 30 тыс. человек, 49 коллективов художественного любительского творчества носят звание "Образцовый" и "Народный". В 2007 году на решение задач в области культурной политики из бюджета края направлено свыше 1,5 млрд. рублей.
Улучшение демографической ситуации на территории края в дальнейшем будет определяться развитием социальной инфраструктуры.
2. Обоснование необходимости использования программно-целевого метода
Программа направлена на решение существующих проблем, которые сдерживают демографическое развитие, создание условий для стабилизации населенческого потенциала в крае.
Применение программно-целевого метода для решения имеющихся в крае демографических проблем позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы, сконцентрировав их на решении приоритетных задач, обеспечить их комплексное решение на протяжении ряда лет, взаимосвязь между проводимыми мероприятиями и результатами их выполнения, распределять полномочия и ответственность, проводить мониторинг реализации Программы.
Использование программно-целевого метода принесет наибольший эффект от вложения бюджетных средств, позволит усилить отдельные направления для достижения поставленной цели и получить наибольшие социально-экономические результаты.
Развитие демографической ситуации без реализации настоящей Программы можно оценить, исходя из основных тенденций, в среднем как негативное. В крае продолжится снижение уровня рождаемости, увеличится смертность и отток населения, ухудшится состояние здоровья населения и к 2015 году население края будет сокращаться в пределах 1% ежегодно.
Мероприятия в рамках Программы не дублируют иные реализуемые программы и не финансируются из иных источников, кроме определенных в рамках Программы ассигнований краевого бюджета.
В зависимости от условий социально-экономического развития края Программа может реализовываться по одному из вариантов.
Оптимистический - в условиях политической стабильности и ожидаемого экономического роста позволит изменить демографическую ситуацию и обеспечить достижение запланированных показателей.
Пессимистический - в экономике края возможно усиление негативной демографической динамики.
При оптимистическом варианте развития социально-экономической ситуации в 2015 году ожидается рост рождаемости на 1 000 населения на 6%, снижение смертности на 1 000 населения на 7%, в том числе младенческой на 1 000 родившихся живыми на 24,4%, материнской смертности на 100 000 родившихся живыми на 40,8%. Средняя продолжительность жизни увеличится на полтора года.