Недействующий

О состоянии и основных направлениях развития охотничьего хозяйства в Хабаровском крае на 1998-2000 годы (Утратило силу с 12 февраля 2005 года на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 11 января 2005 года N 2)

     

3. Государственная поддержка заготовки и переработки
продукции охотничьего промысла и недревесных
ресурсов леса


Удельный вес охотничьей продукции, заготавливаемой в крае, от объема добычи в целом по России составляет (в %): пушнина - 8,6; мясо диких животных - 2,5; боровая дичь - 5,3.

В крае действуют 146 охотопользователей, в том числе 22 национальных хозяйства малочисленных народов Севера. За ними закреплено около 92 процента площади охотничьих угодий края. Из общей закрепленной территории 87,6 процентов передано 112 коммерческим охотопредприятиям, 8,9 процентов - 55 спортивным хозяйствам, 0,1 процента - научным стационарам и 3,4 процента - охотничьим заказникам.

Наиболее активно ведется промысел ценных пушных зверей, в меньшей мере заготовка мяса диких животных и боровой дичи. В перспективе реально довести к 2000 году среднегодовой объем охотничьей продукции до 17,5 млрд. рублей, в том числе пушнины - до 9,9 млрд. рублей и мяса диких животных - до 4,9 млрд. рублей.

Ранее почти в каждом районе развивалось и оправдывало себя клеточное пушное производство. В настоящее время эта отрасль исчезла.

Забыт такой вид промысла, как морской зверобойный, в то время как запасы морского зверя в прибрежных водах края, особенно белухи, могут обеспечить рентабельную ее добычу и переработку на длительное время.

Ранее на базе госпромхозов и коопзверопромхозов был налажен массовый сбор, переработка и реализация на внешнем и внутреннем рынках папоротника, березового сока, ягод, грибов, орехов, в заготовке которых было занято большое число местного населения. Во многих районах действовали цеха по консервированию овощей, ягод, грибов, приготовлению вин. Высокая прибыльность винного производства позволяла покрывать убытки на консервном производстве.

В целях увеличения объемов производства, обеспечения экономической устойчивости, круглогодичной занятости в охотохозяйственных предприятиях важное значение имеет развитие дополнительных и побочных отраслей производства (пчеловодство, рыбный промысел, экологический и охотничье-рыболовный туризм, заготовка и переработка недревесных ресурсов леса).

Охотничий и рыболовный промысел является основой традиционного жизненного уклада коренных малочисленных народов Севера, источником существования и занятости.

В рамках государственной поддержки национальных хозяйств крайне необходима разработка проектов развития традиционных отраслей охотопользования, которые должны включать ресурсную и экономическую оценку охотничьего промысла, недревесных ресурсов леса, рыболовства во внутренних водоемах, оленеводства, а также сопутствующих отраслей - пчеловодства, заготовки и переработки древесины, изделий национальных промыслов.

На низком уровне находится любительская охота в крае. Отсутствие новых форм хозяйствования, сокращение сферы предоставляемых услуг привели к снижению экономических показателей деятельности краевого общества охотников и рыболовов (КООиР).

Это явилось основной причиной почти 2-кратного сокращения числа членов общества, от чего уменьшились доходы от взносов.

В сложившихся условиях целесообразно развивать деятельность Хабаровского краевого общества охотников и рыболовов по трем направлениям:

- развитие любительского охотничье-рыболовного хозяйства на закрепленных охотничьих угодьях с целью удовлетворения потребностей охотников и рыболовов-любителей путем развития сферы услуг (содержание тиров, стендов, лодочных станций, автостоянок, развитие туризма, прокат охотничье-рыболовного инвентаря и др.);

- получение товарной продукции тайги и внутренних водоемов (пушнины, мяса диких животных, рыбы, орехов, ягод, грибов, лесных овощей, лекарственно-технического сырья и березового сока);

- совершенствование торговой деятельности с целью более полного удовлетворения спроса на товары охотничье-рыболовного и спортивно-туристического назначения и направления части получаемой прибыли на охранные и воспроизводственные мероприятия.

Острой проблемой в охотничьем хозяйстве является заготовка и реализация продукции охотничьего промысла и недревесных ресурсов леса.

В связи с ликвидацией государственной монополии и слабым государственным регулированием цен на пушнину и другую охотопродукцию охотопользователи вынуждены сами реализовывать ее по договорным ценам. Ввиду отсутствия на Дальнем Востоке производства по переработке пушно-мехового сырья в конечную продукцию (меховые и кожевенные изделия), единственным рынком сбыта является Санкт-Петербургский международный пушной аукцион, где реализуются в основном шкурки ценных пушных зверей.

Невозможность сбыта охотопродукции на внутреннем рынке, большие накладные расходы по самостоятельной транспортировке пушнины на аукцион, а также отсутствие законодательства в области скупки и продажи охотничьей продукции привели к образованию многочисленных мелких посредников, скупающих пушнину как у охотопользователей, так и у охотников по заниженным ценам.

В результате 40 процентов объема пушнины реализуется неофициально, отчего государство ежегодно недополучает в виде налогов до 600 млн. руб.

Для исправления положения необходимо рассмотреть вопрос о разрешении специально уполномоченным представителям ГУПВО "Союзпушнина" открывать свои заготпункты (фактории) и производить приемку продукции непосредственно в местах ведения промысла в районах (в том числе и на угодьях Государственного резервного фонда), где недостаточный уровень организации заготовок существующими охотопользователями провоцирует поступление добываемой пушнины в "неофициальный" оборот. Поручить представителям ГУПВО "Союзпушнина" производить через заготовительные пункты снабжение охотников необходимым снаряжением и продуктами питания.

При лицензировании предприятий, осуществляющих закупку пушнины в Хабаровском крае, необходимо предъявлять жесткие требования к наличию подготовленных специалистов, уровню их квалификации и опыту практической работы, имеющимся возможностям и материальной базе по сбору, хранению, сортировке и первичной обработке пушнины.

Важным направлением развития охотничьего хозяйства является организация переработки второстепенных видов пушнины (колонок, енотовидная собака, выдра, лисица, волк и пр.) и реализации изделий на внутреннем рынке, что даст возможность получения средств и более полного использования ресурсов пушных зверей.

Для реализации данных направлений необходимо осуществление комплекса мероприятий экономико-правового и организационного характера. Наиболее значительными из них являются:

- разработка концепции сбалансированного использования и заготовки охотничьих животных и недревесных ресурсов леса применительно к территориальной и общегосударственной рыночной ситуации;

- государственная поддержка в форме льготных кредитов, векселей и других формах под организацию охотничье-промысловых сезонов и сезонный сбор дикоросов;

- восстановление единой государственной системы в сфере лицензирования и аттестации пользователей, мониторинга, статистического учета добываемой и реализуемой продукции, а также контроля за соблюдением нормативно-правовых актов всеми пользователями охотничьих ресурсов и недревесных ресурсов леса;

- разработка проектов развития традиционных отраслей охотопользования для национальных хозяйств;