Недействующий

Об утверждении основных направлений стабилизации и развития рыбного хозяйства Хабаровского края до 2000 года (Утратило силу с 12 февраля 2005 года на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 11 января 2005 года N 2)


2. Основные направления стабилизации и развития
экономики рыбной отрасли


Неудовлетворительное экономическое положение рыбной отрасли в крае сложилось не за один год, не сразу, а в течение ряда лет в ходе экономических реформ Правительства при переходе к рыночным отношениям и обусловлено многими факторами: отсутствие оборотных средств, хронические неплатежи покупателей рыбопродукции, тяжелая транспортная схема доставки грузов, устаревшие физически и морально основные фонды предприятий.

Для рыбопромышленных предприятий Охотского района все это усугубляется удаленностью, сезонностью работ. Производство изначально ориентировано на выпуск соленой продукции с ее высокой себестоимостью, низкой конкурентоспособностью. Переход предприятий после реализации мероприятий по развитию отрасли на выпуск мороженой продукции и консервов на 17 процентов снижает себестоимость, обеспечивает круглогодичную занятость работников предприятий, создает базу для выпуска новых видов рыбопродукции и увеличения объемов производства, организации новых рабочих мест.

Восстановление консервного цеха Новоустьинского рыбозавода планируется с участием Морского рыбозавода и дальнейшей работой этого цеха на долевом участии этих заводов. По такой же схеме планируется установка консервного оборудования в существующем новом цехе АО "Рассвет" с участием АО "Кухтуйский рыбозавод" и дальнейшей работой в кооперации этих предприятий. АО "Рассвет" также планирует увеличить прием на берег сельди нерестовой, с увеличением выпуска из нее конкурентоспособной продукции. Для уменьшения затрат на рыбу - сырец, лов сельди нерестовой и лосося планируется производить собственными силами.

Для предприятий Николаевского, Комсомольского, Советско - Гаванского районов характерны те же проблемы. Реконструкция Комсомольского рыбокомбината, постройки 40-х годов, Нижнеамурского рыбокомбината требует больших капитальных затрат. Выполнение мероприятий по программе стабилизации и развития рыбной отрасли Хабаровского края возможно только при условии государственной поддержки в виде финансирования части затрат на строительство и реконструкцию объектов на предприятиях из федерального бюджета, выделении льготных долгосрочных кредитов.

На значительное ухудшение производственно - экономических показателей работы флота в последние годы повлияли: резкое удорожание горюче - смазочных материалов, затруднения с поставкой запчастей, значительное увеличение стоимости ремонта и техобслуживания судов, отсутствие у судовладельцев достаточных финансовых средств для пополнения флота, рост непроизводительных затрат времени. В свою очередь на рост непроизводительных затрат времени, а, следовательно, на производственную активность рыбопромышленных предприятий самым серьезным образом повлияли растущие взаимные неплатежи, усугубляемые отсутствием четкости и точности в работе банковской системы. Разрыв во времени между отгрузкой рыбопродукции и ее оплатой нередко составлял 5 - 6 месяцев, в результате обесценивание в процессе инфляции поступающих средств привело к созданию дефицита оборотных средств на рыбопромышленных предприятиях, следствием чего явилось сворачивание производства, невыставление судов на промысел, нерегулярная выплата заработной платы, что поставило ряд предприятий на грань банкротства.

Возрастающая роль рыбной отрасли Дальнего Востока в последние годы очевидна. На его долю приходится до 66 процентов общего вылова рыбы и морепродуктов, и эта доля постоянно растет. Федеральной программой развития рыбного хозяйства Российской Федерации "Рыба" предусмотрено увеличение общего объема добычи рыбы и морепродуктов к 2000 году до 4200 тысяч тонн, в том числе в исключительной экономической зоне Российской Федерации 2990 тысяч тонн. Это вызывает необходимость развития флота различных направлений использования: добывающего, обрабатывающего, транспортного, вспомогательного и других, а также обслуживающих его инфраструктур: баз флотов, перерабатывающих производств, судоремонтных предприятий, портов, тарных предприятий.

Основной целью рыбохозяйственной деятельности в период до 2000 года является обеспечение населения и специальных потребителей рыбными товарами, а других отраслей народного хозяйства - разнообразной технической и кормовой продукцией.

Исходя из этих целей, а также тенденций и особенностей развития рыбного хозяйства, необходимо решить в период до 2000 года:

- повышение эффективности использования сырьевых ресурсов;

- осуществление структурной перестройки рыбного хозяйства (Приложение 1);

- содействие развитию предприятий и организаций всех форм собственности;

- продолжение работы по обновлению основных фондов предприятий на основе широкого внедрения в производство достижений науки и техники, повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции (Приложение 2);

- развитие международного научно - технического сотрудничества и внешнеэкономического сотрудничества и внешнеэкономических связей в области рыболовства;

- организация широкого исследования сырьевых запасов с целью освоения и расширения промысла в прибрежной зоне края (Приложение 3);

- обеспечение воспроизводства и охраны рыбных ресурсов (Приложение 4);

- в целях освоения головных судов новых типов, которые будут строиться в Хабаровском крае, рыбодобывающим предприятиям

выделять квоты на валютоемкие промысловые объекты исходя из существующих возможностей.

Однако без создания экономических условий, обеспечивающих эффективное функционирование рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока невозможно выполнение поставленных в программе "Рыба" задач. Для достижения этой стратегической цели необходимо принятие в Правительстве Российской Федерации следующих решений:

- Не менее 70 процентов средств государственных инвестиций в строительство флота, предусмотренных федеральной программой "Рыба", направить на строительство судов предприятиями судостроительной отрасли Хабаровского края (в соответствии с пропорциями общего вылова рыбы и морепродуктов по регионам) (Приложение 5 и 6);

- Выделение Центробанком РФ льготных долгосрочных кредитов судовладельцам под конкретные заказы на строительство судов.

- В соответствии с Указом Президента N 1928 от 7 сентября 1994 года "О развитии и создании финансового лизинга и инвестиционной деятельности" предусмотреть создание лизингового механизма при строительстве судов на судостроительных заводах Дальнего Востока.

- Отменить таможенные пошлины на поставку импортного комплектующего оборудования для строящихся судов, не производящегося в Российской Федерации.

- Обеспечить протекционистскую защиту отечественного производства кораблей и технологического оборудования, для чего представить исключительное право государству на выдачу разрешений на строительство судов за рубежом, дотировать судовладельцев, строящих суда на отечественных заводах до 20 - 30 процентов от их стоимости.

- Установить для Дальневосточного региона льготный транспортный железнодорожный тариф на перевозку материалов и комплектующих изделий для судостроения и рыбопродукции в центральные регионы РФ.

- Компенсировать судовладельцам часть затрат на горюче - смазочные материалы при добыче рыбы и морепродуктов в районах с низкой или отрицательной рентабельностью (Берингово море).