Недействующий

Об организации системы противопожарной пропаганды среди населения края по снижению горимости лесов (Утратило силу с 12 февраля 2005 года на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 11 января 2005 года N 2)

    

6. Формирование общественного сознания


Формирование общественного сознания - процесс длительный. В расчете на перспективу он должен начинаться с детско - школьной аудитории. В этом плане здесь уже есть определенная система обучения знаниям об экологии, природе. Работу проводят как педагоги, так и специалисты - экологи, работники лесного хозяйства, природоохранных общественных организаций. Эффективным средством воспитания являются школьные лесничества. Вместе с тем нужна определенная коррекция и новые формы воздействия.

6.1. Аудитория по возрасту (детско - школьная).

6.1.1. Корректировка существующих программ в плане использования мотиваций сострадательности и показа в доступной форме экологического и экономического урона, наносимого виновниками пожаров.

6.1.2. Создание специальных программ, использующих эти же мотивации.

6.1.3. Широкое применение стимулирования процесса и участников - психологическое, моральное, материальное - дифференцированное, в зависимости от возраста. Например, благодарности, вымпелы, грамоты, лесные "туры" и т.д. школьникам и классам, наиболее активно участвовавшим в распространении среди населения в пожароопасный период пропагандистских материалов или участвующим в других акциях. Эти формы и методы воздействия должны в большей мере применяться среди детско - школьной аудитории, одновременно относящейся и к аудитории по месту базирования.

6.1.4. Широкое применение игровых и состязательных форм воспитания - проведение игр, обучающих правильным навыкам поведения в лесу, на природе, проведение различных акций (маршей, обращений и т.д.) совместно со специалистами и организациями, конкурсы сочинений, рисунков, плакатов, наглядной агитации на антипожарную тему, обмен опытом с участниками из других районов, проведение слетов на районном и краевом уровнях.

6.2. Каналы воздействия.

6.2.1. В первую очередь - контактные.

6.2.2. Во вторую - опосредованные (например, обучение правильным приемам и правилам поведения на природе, в лесу через средства массовой информации).

6.3. Аудитория по возрасту (активная группа).

В этой аудитории можно выделить население вполне дисциплинированное, способное воспринимать информацию и корректировать свое поведение.

6.3.1. Использование мотивации сострадательности - листовки, плакаты, транспаранты, стенды, видео - и кинопоказы, специализированные передачи в электронных СМИ и материалы в печатных.

6.3.2. Использование мотивации экономического и экологического планов (в тех же, что и вышеперечисленных формах).

6.4. Каналы воздействия.

Равнозначны как опосредованный, так и контактный каналы донесения информации.

6.5. Аудитория по возрасту (группа невосприимчивых).

Среди части аудитории по возрасту существует подгруппа, которую можно условно назвать недисциплинированной - плохо воспринимающей информацию и способной корректировать свое поведение только под определенным давлением.

В перспективе таким давлением будет уже сформированное среди большей части населения негативное отношение к виновникам лесных пожаров на основе отрицательных мотиваций (пожары действуют на здоровье окружающих, "отнимают" деньги у людей).

В тактическом плане (в основном через опосредованные каналы воздействия) применима мотивация наказательности - донесение до аудитории законодательных и иных актов с акцентом на наказательные пункты и их расшифровку, введение в практику доведения до широкой общественности (через СМИ и другие опосредованные каналы) судебных процессов над виновниками возникновения лесных пожаров, оформление в лесничествах и публичных местах уголков или стендов с соответствующей информацией.

6.6. Аудитория по месту базирования.

К этой аудитории применимы мотивации, формы и методы воздействия, уже перечислявшиеся среди других аудиторий. Вместе с тем формирование общественного сознания здесь должно быть более активным и целенаправленным по всем каналам воздействия. Например, дополнительно к самостоятельно реализуемым программам необходима централизованная подготовка и рассылка в местные СМИ специализированных пропагандистских материалов, проведение среди этой аудитории различных акций, направление сюда агитационных поездов, бригад, усиление внимания к работе школьных лесничеств, непременное участие местной аудитории в конкурсах, массовых игровых передачах, организация и оформление соответствующих пропагандистских уголков в лесничествах и стендов (выставок) в публичных местах. Обязательным должно быть стимулирование (во всех его видах) как процесса и объектов формирования общественного сознания, так и участников этого формирования. В частности, для СМИ целесообразно проведение творческим союзом (совместно с другими организациями) конкурсов районных и городских газет на лучшую пропаганду среди населения антипожарной тематики, поощрение конкретных журналистов.

6.7. Концентрированные аудитории.

Такие аудитории характеризуются сезонностью и повышенным сосредоточением активных групп (туристов, охотников, рыбаков, сборщиков дикоросов и т.д.) - людей потенциально могущих стать виновниками возникновения пожаров.

Основной канал воздействия здесь - опосредованный (внутренние средства коммуникации). Контактный канал (волонтерские пункты "зеленых", раздача пропагандистских материалов, агитмероприятия) могут и должны дополнять основной канал.

Применимы к этой аудитории все мотивации, но упор должен быть сделан на мотивацию наказательности.