Недействующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 апреля 1997 года N 175


Об организации системы противопожарной пропаганды
среди населения края по снижению горимости лесов

__________________________
Утратило силу с 12 февраля 2005 года на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 11 января 2005 года N 2

___________________________



Для организации системы противопожарной пропаганды среди населения края по снижению горимости лесов

постановляю:

1. Утвердить "Концепцию пропаганды среди населения Хабаровского края бережного отношения к лесу" (прилагается).

2. Создать краевой совет по организации системы лесной противопожарной пропаганды и ее реализации в следующем составе:

     

Тевелевич Виктор Михайлович

- заместитель главы администрации края, председатель совета

Почеревин Геннадий Егорович

- начальник управления природными ресурсами администрации края, заместитель председателя совета

Поминов Владимир Федорович

- начальник управления лесами Хабаровского края, заместитель председателя совета

Члены совета:

Бочарников Александр Николаевич

- председатель комитета по культуре и искусству администрации края

Ефремов Дмитрий Федорович

- директор Дальневосточного научно - исследовательского института лесного хозяйства

Кацуба Александр Станиславович

- начальник финансового управления администрации края

Коленченко Анатолий Андреевич

- председатель комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов Хабаровского края

Мазур Петр
Яковлевич

- начальник управления печати и полиграфической промышленности администрации края

Покуца Яков Григорьевич

- председатель краевого совета Всероссийского общества охраны природы

Санников Александр Иванович

- генеральный директор акционерного общества "Дальлеспром"

Силукова Тамара Николаевна

- председатель комитета образования и науки администрации края


3. Краевому совету по организации лесной противопожарной пропаганды в месячный срок разработать совместно с заинтересованными краевыми органами и утвердить комплексный план проведения мероприятий на 1997 и 1998 годы по пропаганде среди населения бережного отношения к лесу.

4. Возложить на управление лесами Хабаровского края (В.Ф.Поминов) организационно - техническое обеспечение системы лесной противопожарной пропаганды.

5. Краевым органам исполнительной власти и управления, территориальным федеральным службам, администрациям городов и районов края разработать и утвердить собственные комплексные планы по организации лесной противопожарной пропаганды среди населения и осуществить их выполнение.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации края В.М.Тевелевича. Срок представления информаций к 1 января 1998 г. и к 1 января 1999 года.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

     

Глава администрации
В.И. Ишаев

     

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
главы администрации края
от 24 апреля 1997 года N 175

     

КОНЦЕПЦИЯ
пропаганды среди населения Хабаровского края
бережного отношения к лесу

     

     

1. Введение


С 1948 года по 1995 год в Хабаровском крае пожары возникали более тридцати тысяч раз, пройдя за эти годы громадные площади - свыше шести миллионов гектаров. Некоторые площади проходились огнем неоднократно, и в итоге, потеряли естественную способность к лесовозобновлению. Зоной экологического бедствия можно считать наиболее горимый Комсомольский район.

Огонь в лесу наносил и наносит огромный экономический и экологический вред краю. Только за последние 28 лет (до 1968 года статистических данных нет) сгорело на корню свыше 90 миллионов кубометров древесины. Прямой ущерб (точных цифр нет, поскольку в прежние годы преобладала тенденция к занижению потерь) по приблизительным подсчетам превышает триллион рублей. Только в 1996 году ущерб составил более ста миллиардов рублей.

В целом же, с учетом экологических потерь, дополнительных затрат на лесовозобновление и прочих затрат, потери для края составляют еще большую сумму.

Статистика загорания свидетельствует, что основными виновниками лесных пожаров являются люди. Так, с 1978 года по вине человека пожары возникали 7330 раз (от гроз - 4149 раз), в том числе по вине отжигателей сельхозугодий - 759 раз, лесозаготовителей - 354, экспедиций - 147, других предприятий и организаций - 1737 и по вине местного населения - 4343 раза! То есть самым главным распространителем огня являются жители края, отправляющиеся в лес отдыхать, собирать дикоросы, на охоту, рыбалку, дачники и т.д. В прошлом году по их вине пожары возникли 298 раз, а нанесенный ущерб исчисляется в несколько десятков миллиардов рублей.

Если от стихийных явлений (типа сухих гроз или бедствия 1976 года) общество не застраховано, то максимально исключить "человеческий фактор" и тем самым существенно снизить ущерб, наносимый пожарами, общество в состоянии. Об этом свидетельствуют и факты, приведенные на первом международном совещании по проблеме лесных пожаров. Так, в Соединенных Штатах число случаев, когда виновниками загораний становятся люди, снижено до 10 процентов. В немалой мере этот результат достигнут благодаря эффективной профилактической (пропагандистской) работе среди населения как в общенациональном масштабе, так и на уровне штатов.

К сожалению, и в России, и в крае осталось прежняя система пропаганды, возложенная и опирающаяся лишь на службу (и финансирование) лесного хозяйства. При этом не учитываются и новые экономические, социальные и политические реалии.

Допускать, как и прежде, ежегодно громадные потери для общества не выгодно ни с точки зрения экологии, ни с экономической точки зрения. Дешевле и эффективнее во всех планах разработать, принять и проводить в жизнь систему пропаганды бережного отношения к лесу и в целом к природе.

     

  

2. Основные идеи


Предлагаемая концепция пропаганды среди населения Хабаровского края бережного отношения к лесу рассчитана на долгосрочный период (до 2001 года), она предполагает активное участие в ее реализации как государственных (исполнительных и законодательных) органов, заинтересованных организаций, предприятий, так и частных структур, широкой общественности, науки, поскольку только при такой постановке можно рассчитывать на конкретный результат.

Командно - приказная система, действовавшая в прежние годы, распространялась, естественно, и на систему пропаганды, когда по одному "звонку", например, все средства массовой информации начинали противопожарную кампанию. Это было сделать тем более легче, что никто тогда практически не считал затрат. Правда, кампании эти во многом отличались формальным подходом, не требующим поиска эффективных форм и методов воздействия, поскольку главным, базисным стержнем, в них был метод устрашения. В сегодняшних условиях, когда исчезла командно - приказная система, а основные каналы информации стали самостоятельными и повсеместно действует принцип экономического расчета и платности, необходимы другие базисные идеи. В настоящей концепции это:

2.1. Официальное признание высокой экономической и экологической значимости профилактики лесных пожаров, и соответственно, потребности усилий всего общества в этом деле.

2.2. Стимулирование процесса (психологическое, моральное, материальное, социальное) и объектов формирования общественного сознания.

2.3. Стимулирование (в разных его видах) субъектов формирования общественного сознания.

2.4. Создание среди аудиторий негативного отношения к виновникам лесных пожаров на основе отрицательной мотивации (экономического и экологического плана).

2.5. Широкое использование мотивации сострадательности (например, показ сгоревших лесов, пострадавших во время пожара животных и т.д.).

2.6. Признание высокой общественной значимости работы государственной лесной охраны и работников лесного хозяйства и, соответственно, формирование в этом направлении общественного сознания.

     

     

3. Основные аудитории воздействия


Аудитории воздействия можно условно разделить по следующим признакам:

3.1. По возрасту.

Она подразделяется на дошкольную и школьную аудиторию и на взрослое население. В последней, в свою очередь, можно выделить активную группу. Это люди, соприкасающиеся непосредственно с природой - туристы, охотники и рыбаки - любители, сборщики дикоросов, дачники, отдыхающие.

3.2. По месту базирования.

К ней можно отнести население, проживающее в городах, поселках, селах, прилегающих к лесным массивам. В первую очередь это жители наиболее горимых Комсомольского, Амурского, Верхнебуреинского районов.

3.3. Концентрированные аудитории.

В них входят люди, находящиеся в местах массового скопления: на автомобильных, железнодорожных и речных вокзалах, в аэропортах малой авиации, а также пассажиры поездов местного следования, речных судов.

Каждая из перечисленных аудиторий требует дифференцированного воздействия.

     

4. Основные каналы воздействия на аудитории


Эти каналы можно сгруппировать на два основных вида по способу донесения информации:

4.1. Опосредованные.

К ним в первую очередь относятся средства массовой информации - электронные и печатные, а также средства коммуникации в общественных местах.

4.2. Контактные.

Здесь передача информации происходит путем непосредственного контакта с аудиторией. К таким каналам можно отнести лекции, беседы, агитпоезда, специализированные уроки и т.д.

     

     

5. Основные участники формирования
общественного сознания


5.1. Краевые органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Основные функции их в системе пропаганды - придание высокого статуса системе, координация действий государственных структур, выработка и принятие исполнительских решений, направленных на повышение эффективности системы.

5.2. Хабаровская краевая Дума и представительный орган местного самоуправления.

Основные функции - придание высокого статуса системе, выработка и принятие законодательных решений, направленных на повышение эффективности системы.

5.3. Управление лесами Хабаровского края.

Основные функции - непосредственное руководство и контроль процесса пропаганды, обеспечение функционирования общественного Совета, координация действий участников, обеспечение финансирования основных проектов, работа по привлечению других (сторонних) источников финансирования, предоставление информации структурам, участие и консультации в выработке другими участниками обучающих и пропагандистских программ, непосредственное контактирование с различными аудиториями в плане воспитания бережного отношения к лесу (лекции, беседы в школах, работа с населением и т.д.) пропаганда знаний о лесе и поведении в нем путем активизации (организации) школьных лесничеств, консультации и участие в оценке пропагандистских материалов, организация пропагандистской работы на местах, выпуск основной пропагандистской продукции и ее распространение, непосредственное выступление в прессе и в электронных средствах массовой информации специалистов управления, лесхозов и лесничеств, организация непосредственно и совместно с другими участниками массовых пропагандистских мероприятий.

5.4. Комитет образования и науки администрации края, городские, районные отделы образования.

Основные функции - разработка (или внесение корректив в существующие экологические программы) совместно со специалистами программ воспитания детей и школьников в плане бережного отношения к лесу, обучения совместно со специалистами правилам поведения в местах, связанных с опасностью возникновения пожаров.

5.5. Краевой комитет, городские и районные отделы по культуре.

Основные функции - разработка совместно со специалистами, участие в специализированных мероприятиях, направленных на воспитание бережного отношения к лесу (праздники леса, агитпоезда или агитмарши, театрализованные представления, проведение различных конкурсов (на лучший плакат, листовку и т.д.), специализированных выставок, участие в оценке пропагандистской продукции.

5.6. Краевой комитет, городские и районные отделы по охране природы.

Основные функции - участие в разработке обучающих программ (или внесение корректив в существующие программы экологического воспитания), донесение информации, рассматривающей лесные пожары с экологической точки зрения, до населения, координация усилий совместно с Управлением лесами.

5.7. Средства массовой информации (далее по тексту СМИ).

Основные функции - формирование общественного сознания путем донесения пропагандистской информации по тематике до населения, участие совместно со специалистами в различных мероприятиях, консультации специалистов, организация на стимулирующей основе специализированных передач на телевидении и радио, специализированных рубрик в печатных изданиях.

5.8. Рекламные агентства, специализирующиеся в области "паблик рилейшнз".

Основные функции - участие на стимулирующей основе в разработке и формировании системы формирования общественного мнения, участие в разработке и проведении специализированных мероприятий по тематике, предоставление пропагандистской информации средствам массовой информации, консультации и непосредственное участие в разработке пропагандистских материалов (листовок, плакатов, другой атрибутики), проведении целенаправленных кампаний, рассчитанных на воздействие на различные аудитории.

5.9. Творческие союзы (Союз журналистов, Союз художников, Союз писателей и т.д.).

Основные функции - организация и проведение совместно со специалистами и другими участниками конкурсов, выставок по тематике, консультации и участие в разработке специализированных пропагандистских материалов.

5.10. Организации, соприкасающиеся по роду своей деятельности с лесом (АО "Дальлеспром", "Дальлес", леспромхозы на местах, коопзверопромхозы и т.д.).

Основные функции - консультирование и участие в различных программах, связанных с пропагандой бережного отношения к лесу, стимулирование в различных видах активных участников пропагандистского процесса (призы, премии, лесные туры, включение в состав делегаций в зарубежные поездки и т.д.).

5.11. Общественные организации (эколого - биологический центр и другие организации, прямо или косвенно связанные с природоохранной деятельностью).

Основные функции - консультации и участие в разработке (или внесении корректив в существующие программы) пропагандистских, воспитательных, обучающих программ, организация и проведение совместно с другими участниками различных воспитательно - пропагандистских мероприятий ("дней леса", маршей, слетов, волонтерских пропагандистских "точек" в общественных местах), организация контактов с зарубежными обществами, экологическими организациями, стимулирование в разных видах бережного отношения к лесу.

     

    

6. Формирование общественного сознания

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»