__________________________
Утратило силу на основании
Распоряжения Правительства Хабаровского края
от 24 ноября 2015 года N 865-рп
__________________________
В соответствии с пунктом 2.3 распоряжения Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2008 г. N 176-р "О создании рабочей группы для разработки краевых нормативных правовых актов по введению новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края":
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по введению в государственных учреждениях Хабаровского края новых систем оплаты труда.
2. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства края по социальным вопросам Леховицера О.И.
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Ишаев
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по введению в государственных учреждениях
Хабаровского края новых систем оплаты труда
1. Общие положения
1.1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи министерствам и иным исполнительным органам власти Хабаровского края, а также подведомственным им государственным учреждениям края (далее - государственные учреждения) по введению в государственных учреждениях новых систем оплаты труда работников в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 12 апреля 2008 г. N 103-пр "О введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений Хабаровского края" (далее - Положение).
1.2. Основополагающими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края (далее также - край), в соответствии с которыми устанавливаются новые системы оплаты труда работников государственных учреждений, являются:
Трудовой кодекс Российской Федерации;
другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты края.
1.3. Новые системы оплаты труда работников государственных учреждений рекомендуется устанавливать коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами края, как это предусмотрено статьями 135, 143, 144 Трудового кодекса Российской Федерации.
Проекты коллективных договоров, соглашений, локальных актов в части, касающейся введения новых систем оплаты труда, подлежат согласованию с министерствами или иными исполнительными органами власти края, в ведении которых находятся государственные учреждения.
1.4. Применительно к статье 143 Трудового кодекса Российской Федерации новые системы оплаты труда рекомендуется устанавливать с учетом:
а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;
б) государственных гарантий по оплате труда, предусмотренных статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации, включая:
величину минимального размера оплаты труда в Российской Федерации;
меры, направленные на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы;
ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы;
обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами;
контроль за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий по оплате труда;
ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями;
сроки и очередность выплаты заработной платы;
в) минимальных размеров выплат компенсационного характера, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации;
г) базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации);
д) перечня видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях, установленных нормативными правовыми актами края;
е) перечня видов стимулирующих выплат в государственных учреждениях, установленных нормативными правовыми актами края;
ж) единых рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации);
з) мнения представительного органа работников (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).
1.5. Заработную плату (оплату труда) работника рекомендуется определять, как это предусмотрено пунктом 1 Положения, исходя из:
окладов (должностных окладов), тарифных ставок, ставок заработной платы;
выплат компенсационного характера;
стимулирующих выплат.
1.6. В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
1.7. В соответствии со статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации рекомендуется к выплатам компенсационного характера относить выплаты, обеспечивающие оплату труда в повышенном размере работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
1.8. При введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, рекомендуется устанавливать в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.9. Рекомендуется выплаты компенсационного характера устанавливать к окладу (должностному окладу), тарифной ставке, ставке заработной платы работника, если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами края.
При этом работодателям рекомендуется принимать меры по проведению аттестации рабочих мест в целях разработки и реализации программы действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
1.10. При введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений выплаты компенсационного характера работникам, занятым в местностях с особыми климатическими условиями, рекомендуется устанавливать в соответствии со статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.
Выплаты компенсационного характера работникам в других случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, рекомендуется устанавливать с учетом статьи 149 Трудового кодекса Российской Федерации.
1.11. При введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений условия труда рекомендуется отражать в трудовом договоре работника, поскольку это является необходимым условием для установления ему выплат компенсационного характера и неотъемлемой частью трудового договора.
1.12. К стимулирующим выплатам рекомендуется относить выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу.
Стимулирующие выплаты рекомендуется устанавливать работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы.
2. Рекомендуемые подходы к новым системам оплаты труда
2.1. Руководителю государственного учреждения рекомендуется осуществлять определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, по следующим параметрам:
набор исполняемых трудовых функций;
сложность труда;
интенсивность труда;
результативность труда,
а также с учетом:
требований к профессиональной квалификации (наличию специального образования и профессионального опыта, в том числе с учетом требований, отраженных в порядке лицензирования отдельных видов деятельности);
уставных целей;
требований к стандартам оказываемых государственными учреждениями государственных услуг и работ.
Рекомендуется сложность работ устанавливать путем аттестации (сертификации) услуг и работ.
2.2. Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных учреждений, в которых введены новые системы оплаты труда работников, рекомендуется устанавливать руководителем государственного учреждения на основании соответствующего локального нормативного акта.
2.3. При введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений выплаты компенсационного характера в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях, утверждаемым нормативным правовым актом края, рекомендуется устанавливать к окладам работников, установленным в трудовых договорах, в виде надбавок и доплат, если иное не установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами края, а также путем применения к заработной плате районных коэффициентов, процентных надбавок к заработной плате работникам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в соответствии со статьей 147 Трудового кодекса Российской Федерации.
При определении минимальных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время рекомендуется учитывать положения статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации.
До установления минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, минимальных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время и размеров других компенсационных выплат рекомендуется применять размеры выплат, устанавливаемые коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом их размеры рекомендуется устанавливать не ниже размеров, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Указанные выплаты рекомендуется осуществлять в пределах средств, выделенных из краевого бюджета на оплату труда работников государственных учреждений.
2.4. При введении новых систем оплаты труда работников государственных учреждений размеры и условия осуществления стимулирующих выплат в соответствии с перечнем видов стимулирующих выплат в государственных учреждениях, утверждаемым нормативным правовым актом края, рекомендуется определять государственными учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и устанавливать локальными нормативными актами.
Для целей стимулирования работников к качественным результатам труда и поощрения за качественно выполненную работу объем средств на указанные выплаты рекомендуется предусматривать в размере не менее 30 процентов от общих поступлений в фонд оплаты труда.
Начиная с 01 января 2010 г. на указанные выплаты рекомендуется направлять не менее 30 процентов средств на оплату труда, формируемых за счет ассигнований краевого бюджета.
2.5. С введением новых систем оплаты труда работников государственных учреждений при определении заработной платы руководителей государственных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров рекомендуется исходить из должностных окладов, выплат компенсационного и стимулирующего характера, как это предусмотрено пунктом 7 Положения.
При этом должностной оклад руководителя государственного учреждения рекомендуется определять трудовым договором в размере, составляющем 3 размера средней заработной платы работников основного персонала возглавляемого им государственного учреждения, согласно перечню должностей, профессий работников государственных учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, утверждаемому министерством или иным исполнительным органом власти края, в ведении которого находится государственное учреждение, по согласованию с министерством социальной защиты населения края.
Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных учреждений рекомендуется устанавливать на 10 - 30 процентов ниже должностных окладов руководителей этих государственных учреждений.
Рекомендуется выплаты компенсационного характера устанавливать для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера в государственных учреждениях, утверждаемым нормативным правовым актом края.
Стимулирующие выплаты руководителю государственного учреждения рекомендуется устанавливать министерством или иным исполнительным органом власти края, в ведении которого находится государственное учреждение, а их размеры целесообразно определять с учетом результатов деятельности данного государственного учреждения.
3.1. В рамках подготовительной работы к введению новых систем оплаты труда в государственных учреждениях министерствам или иным исполнительным органам власти края, в ведении которых находятся государственные учреждения, рекомендуется:
а) согласовывать предложения по формированию систем оплаты труда государственных учреждений с соответствующими профсоюзами перед представлением их на утверждение в Правительство края;
б) оказывать подведомственным государственным учреждениям методическую и организационную помощь при установлении критериев и условий осуществления стимулирующих выплат с учетом эффективности работы. В целях координации деятельности подведомственных государственных учреждений рекомендуется разработать систему показателей оценки эффективности труда работников этих государственных учреждений;
в) увязывать объем средств из краевого бюджета, бюджета Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования, направляемых на формирование фонда оплаты труда работников, с функциями, задачами и объемами работ, выполняемыми подведомственными государственными учреждениями;
г) разрабатывать график введения в подведомственных государственных учреждениях новых систем оплаты труда;
д) подготавливать и представлять в министерство социальной защиты населения края предложения об утверждении перечней видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в государственных учреждениях;
е) проводить работу по согласованию штатной численности работников подведомственных государственных учреждений с учетом ее оптимизации, исходя из необходимости выполнения установленных государственному учреждению функций, задач и объемов работ;
ж) применять перечни должностей, профессий работников подведомственных государственных учреждений, относимых к основному персоналу по виду экономической деятельности, порядок разработки и утверждение которых определен пунктом 7 Положения;
з) определять размер централизации средств, выделяемых из краевого бюджета на оплату труда работников подведомственных государственных учреждений, на стимулирующие выплаты руководителям указанных государственных учреждений, в пределах размеров, определенных пунктом 9 Положения, в зависимости от размера фонда оплаты труда, планируемой суммы на стимулирующие выплаты руководителям с учетом результатов деятельности государственных учреждений, объемов работ, их сложности и социальной значимости;
и) разрабатывать:
критерии эффективности работы подведомственных государственных учреждений;
образец дополнительного соглашения к трудовому договору с руководителем подведомственного государственного учреждения;