Типы организаций:
УЦ СЗН - 112
УКК, УЦ предприятий - 0
организаций - 2318
Профучилища - 3113
ССУЗы - 670
ВУЗы, ИПК, курсы - 1404
Негосударственные УЗ - 652
Одним из показателей эффективности системы профессионального дополнительного образования служит ее способность обеспечить учебными местами безработных, нуждающихся в профессиональной подготовке, переподготовке (получении второй специальности) или повышении квалификации. Из мировой практики известно, что около 30% безработных нуждаются в профессиональном обучении. Средняя продолжительность обучения безработного - 4 месяца. Исходя из этих требований в настоящее время только в гг. Комсомольске и Хабаровске, а также в Амурском, Солнечном, Совгаванском районах имеющаяся система дополнительного профессионального образования может быть оценена положительно, с позиции готовности решать задачи службы занятости (рис. 3.38).
Наличие учебных мест в системе дополнительного профессионального образования определяет лишь ее потенциальные возможности. Для эффективной реализации этих возможностей необходима заинтересованность в получении дополнительного профессионального образования, как самих работников, так и работодателей.
Изучение ситуации по Хабаровскому краю показывает, что несмотря на качественно низкий уровень квалификации работников предприятий, который существенно уступает требованиям, предъявляемым на рынке труда, основная масса работодателей и работников не заинтересована в повышении профессиональной квалификации и росте на этой основе результативности производства.
В условиях дефицита финансовых средств организации, предприятия и учреждения всех форм собственности значительно сокращают затраты на профессиональную подготовку своих работников, на повышение их квалификации, освоение второй профессии. Так, в 1995 году наиболее высокой доля расходов на профессиональное обучение была у предприятий банковской сферы деятельности (0,9%), транспорта (0,4%). Не предусматривались такие расходы на предприятиях топливной промышленности, цветной металлургии, легкой промышленности, жилищно-коммунального хозяйства. Такой подход к профессиональной подготовке персонала привел к тому, что на ряде предприятий в крае не действует система обучения работников безопасным приемам работы. Существующие нормативные требования по переподготовке работников, при освобождении их с предприятий, в крае не выполняются. По данным службы занятости, более 50% безработных, в течение 5 лет, предшествующих своему увольнению с предприятия, не имели возможности повысить свою квалификацию или освоить смежную профессию.
Все это явилось следствием отсутствия контроля за соблюдением законодательства о труде со стороны государства и других организаций, в том числе, профессиональных союзов, трудовых коллективов.