Недействующий

Об основных направлениях кадровой политики в Хабаровском крае на 1997-2005 годы (Утратило силу на основании Постановления Губернатора Хабаровского края от 5 мая 2008 года N 65)

     
Численность штатных преподавателей ССУЗ


1990 г. - 1624

1993 г. - 1275

1994 г. - 1273

1995 г. - 1130

1996 г. - 1033


Общая площадь учебно-лабораторных зданий - 156461 кв. м, на одного студента в среднем приходится 10,8 кв. м (для сравнения в России - 8 кв. м), обеспеченность общежитиями студентов ССУЗ - 97,8% (для сравнения в России - 82%) количество площадей на 1 студента - 11,5 кв. м (для сравнения в России - 9,7 кв. м).

Обучение ведется по 3 формам обучения: дневной - 13816 человек, вечерней - 995 чел., заочной - 7072 чел. Прослеживается тенденция к увеличению числа студентов по сравнению с 1995 г. на 445 чел., на дневном отделении на 129 чел. (рис. 3.11). Анализ приема в 1996 году показывает, что 84% студентов принято из Хабаровского края.

Средний конкурс по краю имеет тенденцию к росту и составляет в 1996 году 1,47 человека на место. В 1996 году в учебных заведениях промышленности вырос конкурс до 1,83 человека на место против 1,29 человека в 1995 г. Это произошло в результате перепрофилирования учебных заведений, открытия специальностей экономического и юридического профиля. Престижными в настоящее время являются учебные заведения, сориентированные на подготовку специалистов для рыночных структур: торгово-коммерческий техникум и банковская школа.

В средних специальных учебных заведениях края вводятся новые специальности для такой отрасли, как природопользование. Открыты специальности: землеустройство, охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. В 11 учебных заведениях идет подготовка по специальности "Экономика, бухгалтерский учет и контроль". В такой перспективной отрасли, как информатика, открыты специальности: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; автоматизированные системы обработки информации и управления.

Численность студентов в государственных учебных заведениях 21 тыс. 883 человек, 139 чел. в расчете на 10 тыс. человек населения края (в России - 45 чел. на 10 тыс. населения). Прием по всем формам обучения в 1995 году составил - 7691, выпуск - 5239 человек.

Из числа обучающихся по всем формам на базе 9 классов обучается 7878 чел., или 36% от общего количества студентов ССУЗ, что способствует расширению возможности профессионального обучения молодежи.

Подготовка ведется по 61 специальности, по 8 отраслям экономики. Для промышленности готовят 9 учебных заведений - машиностроительный колледж, колледж информатики, металлургический, целлюлозно-бумажный, легкой промышленности, технологический, техникум геодезии и картографии, 3 судостроительных техникума; для строительства - 2 строительных техникума, индустриальный, монтажный; для транспорта - техникум железнодорожного транспорта, автодорожный и политехнический техникумы; для здравоохранения - Николаевское, Комсомольское и Хабаровское медицинское училище; для образования - Хабаровский педагогический колледж, Комсомольский педагогический колледж, Николаевское педагогическое училище; для рыночных структур - банковская школа, торгово-коммерческий техникум; для культуры - колледж искусств; для сельского хозяйства - лесохозяйственный техникум.

В крае не готовят специалистов среднего звена для агропромышленного комплекса, энергетики, рыбного хозяйства, геологоразведки.

В последние годы произошли значительные изменения в структуре специальностей выпускников. Резко сократился по сравнению с 1990 г. выпуск специалистов по инженерно-техническим специальностям (в 2 раза), в области экономики и управления (в 3 раза). Начиная с 1994 г. положение стабилизировалось, а по экономическим специальностям наблюдается устойчивый рост.

Стабильностью характеризуется структура специальностей по транспорту. В крае для транспорта готовят специалистов 2 учебных заведения - автодорожный и железнодорожный техникумы. Для промышленности в крае готовят специалистов 9 техникумов и колледжей. В них расширяется общетехническая подготовка. Например, специальность "Технология машиностроения" по новому классификатору объединила 10 ранее действующих специальностей. По ряду специальностей в средних специальных учебных заведениях края прекращен набор (дизелестроение, обработка металла в давлении, литейное производство черных и цветных металлов, технология железобетонных изделий) из-за отсутствия спроса на выпускников.

В учебных заведениях системы образования и здравоохранения, с одной стороны, сократился выпуск специалистов, с другой - изменилось качество их подготовки. Хабаровским педагогическим колледжем осуществляется непрерывная подготовка специалистов - преподавателей русского и иностранного языков по системе "колледж - ВУЗ". В Комсомольском педагогическом колледже введена узкая специализация для преподавателей начальных классов - логопед, дефектолог и др.

Медицинских училищ в крае - 3: в гг. Николаевске, Комсомольске и Хабаровске, в которых прием сократился почти вдвое. Причин несколько: в г. Николаевске рынок насыщен: - 90% выпускников не получают распределения. В Хабаровске не удовлетворен спрос на выпускников по специальностям акушерское и сестринское дело, лабораторная диагностика, притом, что конкурс в отраслях здравоохранения растет (в 1996 г. по сравнению с 1995 г. - с 1,75 до 2,2).

Один из основных процессов, происходящих в образовании, это интеграция образовательных систем.

Взаимосвязь среднего профессионального образования с высшим образованием, в системе непрерывного образования, характеризуется значительной численностью выпускников ССУЗ, продолжающих образование в ВУЗах. В 1995 г. прием выпускников ССУЗ в ВУЗы составил 12,4% от всех принятых. Подготовку по ускоренным программам проходят 2027 выпускников ССУЗ, что составляет 5,2% контингента ВУЗов.

Интеграция с системой начального профессионального образования идет по двум направлениям:

с одной стороны, это расширение реализации программ начального профессионального образования, т.е. получение рабочей профессии в среднем специальном учебном заведении, а также получение второго образования на коммерческой основе (рис. 3.12), что способствует адаптации на рынке труда; с другой стороны, профессиональные лицеи (высшие профессиональные учебные заведения) осуществляют реализацию интегрированных программ начального и среднего профессионального образования.