____________________________
Утратило силу на основании
Постановления Губернатора Хабаровского края
от 15 сентября 2009 года N 134
___________________________
В целях улучшения подготовки и обучения населения Хабаровского края в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Программу обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края (далее именуется Программа).
2. В соответствии с Программой организовать подготовку и обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с 2002 учебного года.
3. Контроль за выполнением Программы в полном объеме, методическое руководство и реализацию мер, обеспечивающих ее внедрение, возложить на главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края (Колесников М.И.).
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор края
В.И. Ишаев
ПРОГРАММА
обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне
и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края (разработана на основе Примерной программы,
утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий Шойгу С.К. 9 июля 2001 года
I. Общие положения
Программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края (далее - Программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения Хабаровского края в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Программа регламентирует обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций должностных лиц, ответственных за организацию и выполнение мероприятий гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий и является основой для разработки учебных программ для других категорий обучаемых, проходящих подготовку в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края (далее - УМЦ ГОЧС края)
В Программе изложены организация и методика обучения, требования к уровню подготовки слушателей, наименования тем занятий, их содержание, количество часов, отводимое на изучение Программы в целом и каждой темы в отдельности.
II. Организация обучения
1. Обучение должностных лиц и специалистов гражданской обороны (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) в УМЦ ГОЧС края организуется на основании федеральных законов, указов Президента и постановлений Правительства Российской Федерации, законов и других нормативных актов Хабаровского края, регулирующих правовые отношения в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приказов и указаний МЧС России и осуществляется в соответствии с Примерной программой обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденной Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Шойгу С.К. 9 июля 2001 г.
2. Перечень должностных лиц и работников гражданской обороны, подлежащих обучению в УМЦ ГОЧС края, определен в соответствии с приказом МЧС России от 18 июня 2001 г. N 273.
3. Для повышения эффективности обучения учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или родственных категорий обучаемых, с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным темам и практических занятий допускается деление учебной группы на подгруппы численностью 12 - 13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр разрешается деление группы на подгруппы, численность которых определяется штатной структурой соответствующего органа управления ГО (РСЧС) и замыслом используемой формы обучения.
4. Продолжительность учебных занятий с преподавателем в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО - 7 - 8 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения учебно-методических пособий, работы с приборами, консультации, а также просмотра учебных кинофильмов.
5. В целях сокращения материальных затрат, связанных с командированием должностных лиц и специалистов из отдаленных территорий для обучения в УМЦ ГОЧС края, разрешается производить их обучение методом сбора на территории того административного образования, к которому они относятся, с выездом для проведения занятий, преподавателей УМЦ ГОЧС края.
6. Обучение председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям муниципальных образований городов и районов края, а также начальников гражданской обороны и председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям организаций по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации может проводиться с частичным отрывом от работы. Эта форма обучения предполагает очно-заочное обучение. При этом очные занятия планируются и проводятся из расчета 6 учебных часов в день. Остальное время обучаемые исполняют обязанности по занимаемой должности.
Для организации занятий по такой форме обучения комплектуется группа, состав которой утверждает Губернатор Хабаровского края. За месяц до проведения занятий слушателям направляется развернутая программа обучения, расписание очных занятий, методические и справочные материалы для самостоятельной работы, а также темы индивидуальных заданий. Очные занятия планируются по наиболее сложным темам из расчета: лекции - 20 - 25% учебного времени, семинары, групповые и практические занятия - 75 - 80% учебного времени. Срок проведения очных занятий - шесть учебных дней (36 учебных часов).
7. Начальники служб гражданской обороны муниципальных образований городов и районов края и организаций, а также руководители формирований ГО по специальной подготовке могут готовиться методом сборов, которые организуются и проводятся соответствующими вышестоящими начальниками служб ГО. Для каждого сбора разрабатываются специальные программы в объеме 36 часов. Занятия проводятся на учебно-материальной базе УМЦ ГОЧС края или непосредственно на объектах по профилю службы.
8. На всех занятиях с использованием имитационных средств и радиоактивных источников руководитель несет ответственность за соблюдение мер безопасности.
9. В целях усиления практической направленности обучения темы N 5, 21, 22, 26 Программы отрабатываются на учебно-материальной базе объектов. Объекты определяются решением Губернатора Хабаровского края (председателем комиссии по чрезвычайным ситуациям края) или решениями начальников гражданской обороны (председателями комиссий по чрезвычайным ситуациям) муниципальных образований.
10. Обучение слушателей завершается сдачей зачета. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой в составе: председателя - начальника УМЦ ГОЧС края или его заместителя; членов комиссии - преподавателя, закрепленного за учебной группой, специалиста главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Хабаровского края и других специалистов.
11. Начальнику гражданской обороны Хабаровского края предоставляется право, при необходимости, включать в содержание тем новые вопросы, перераспределять учебное время на изучение отдельных тем, исходя из местных особенностей и степени подготовленности обучаемых, уточнять формы и методы проведения занятий, а также последовательность изучения тем без сокращения общего количества часов, определенных настоящей Программой.
12. Должностные лица и специалисты гражданской обороны и РСЧС, прошедшие обучение, должны:
а) знать:
- требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации;
- структуру и задачи гражданской обороны и звена РСЧС (Хабаровского края, города, района, организации), содержание и методику разработки и планирования мероприятий гражданской обороны, мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- состав, задачи, возможности и порядок применения сил гражданской обороны и РСЧС (Хабаровского края, города, района, предприятия (организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;
- виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории (Хабаровского края, города, района);
- порядок проведения специальной и санитарной обработки, дозиметрического и химического контроля;
- порядок создания в целях гражданской обороны и РСЧС запасов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;
- организацию и порядок взаимодействия между территориальными и объектовыми органами управления и силами ГО и РСЧС;
- организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- организацию и порядок обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- организацию, формы и методы пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций среди населения;
б) уметь:
- разрабатывать планирующие документы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в объеме занимаемой должности;
- организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами при выполнении работ;
- организовывать проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;
- организовывать и осуществлять безопасную эксплуатацию опасных производственных систем и объектов;
- организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, формирований ГО и РСЧС, а также обучение населения в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области гражданской обороны;
в) быть ознакомлены с:
- деятельностью органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, оснащением и сроками их готовности при различных режимах функционирования РСЧС и степенях готовности гражданской обороны;
- принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;
- организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;
- реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба от них, защиту населения;
- проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обобщению и распространению передового опыта в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
- материально-технической и учебной базой гражданской обороны.
III. Наименование тем, виды учебных занятий и
количество часов, рекомендуемых на отработку тем
N тем | Наименование тем | Виды учебных занятий | Перечень категорий обучаемых в УМЦ ГОЧС края, количество часов Перечень категорий обучаемых в УМЦ ГОЧС края, количество часов | ||||||||||||||||
Председатели КЧС муниципальных образований | Начальники служб ГО субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций | Руководители органов управлений по делам ГОЧС муниципальных образований | Начальники ГО, организаций, отнесенных к категориям по ГО | Председатели КЧС организаций, отнесенных к категориям по ГО | Начальники ГО других организаций | Председатели КЧС других организаций | Руководители структурных подразделений по ГО организаций | Члены КЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций | Руководители эвакоорганов | Председатели комиссий по устойчивости функционирования территорий и объектов | Работники органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, муниципальных образований | Работники структурных подразделений организаций | Сотрудники эвакоорганов | Сотрудники комиссий по устойчивости | Руководители гражданских организаций ГО | Другие категории обучаемых в УМЦ ГОЧС края и на курсах ГО | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Рекомендуемое количество часов | 36 | 36 | 72 | 72 | 36 | 36 | 36 | 72 | 36 | 36 | 36 | 72 | 72 | 36 | 36 | 36 | 36 | ||
1. | Организационные основы гражданской обороны, нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны | л | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||
2. | Характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий | с | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||
3. | Планирование мероприятий гражданской обороны. Содержание и разработка плана гражданской обороны объекта (плана службы ГО) | пз | 4 | 4 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | ||||
4. | Перевод ГО объекта с мирного на военное положение | гу | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||||
5. | Организация управления, связи и оповещения в системе ГО на объекте и на территории Хабаровского края | пз | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | |||||
6. | Порядок создания и применения гражданских организаций гражданской обороны | л | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||
7. | Нормативное правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Задачи, принципы построения и функционирования РСЧС | л | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||
8. | Чрезвычайные ситуации природного характера, присущие Хабаровскому краю. Возможные последствия их возникновения | с | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||
9. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникновение которых возможно на территории Хабаровского края. Причины и последствия их возникновения | с | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||
10. | Потенциально- опасные производственные объекты, расположенные на территории Хабаровского края. Организация их лицензирования, декларирования и страхования | с | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
11. | Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС | пз | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 1 | |||||||
12. | Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС | гз | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||||
13. | Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям | пз | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||||
14. | Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально- технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО и ликвидации последствий ЧС | л | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | ||
15. | Воздействие на человека и объекты поражающих (негативных) факторов, характерных для военных действий и чрезвычайных ситуаций | л | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 |
16. | Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях | пз | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |
Занятие 16.1. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Занятие 16.2. | 2 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||||||
17. | Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях | с | 2 | 2 | 6 | 6 | 4 | 4 | 2 | 6 | 2 | 4 | 4 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Занятие 17.1. | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||
Занятие 17.2. | 1 | 2 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | ||||||||
Занятие 17.3. | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | |||||
18. | Действия должностных лиц ГО и РСЧС по организации оповещения населения (работников объекта), обеспечение средствами индивидуальной защиты, выполнение инженерных и медицинских мероприятий защиты, а также эвакуации при ведении военных действий и в чрезвычайных ситуациях | гу | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 2 | 2 | 2 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 |
19. | Организация пожарной безопасности и противопожарной защиты в организациях (на объекте) | л | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | |||||
20. | Организация проведения специальной обработки | пз | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
21. | Участие должностных лиц ГО и РСЧС в мероприятиях по предупреждению и смягчению последствий террористических и диверсионных актов | л | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
22. | Действия должностных лиц ГО и РСЧС, личного состава гражданских организаций ГО и формирований РСЧС по приведению формирований ГО и РСЧС в готовность | тсз, пз | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||
23. | Организация и проведение аварийно- спасательных и других неотложных работ (АСДНР) | пз | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||
24. | Действия руководителей формирований ГО и РСЧС при организации и проведении АСДНР | гу | 2 | ||||||||||||||||
25. | Организация всестороннего обеспечения формирований ГО и РСЧС и взаимодействие между ними в ходе АСДНР | пз | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | ||||
26. | Организация защиты личного состава формирований ГО и РСЧС при проведении АСДНР | пз | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | ||||||||||||
27. | Действия начальников служб ГО по обеспечению проведения мероприятий ГО | пз | 4 | ||||||||||||||||
28. | Общие понятия об устойчивости работы объекта экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов | л | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | 1 | 1 | |
29. | Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения | пз | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 4 | 2 | 2 | 4 | 1 | 1 | ||||||
30. | Мероприятия и способы повышения устойчивости работы объектов экономики и жизнеобеспечения населения | л | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 4 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | 2 | |||
31. | Нормативное правовое регулирование организации и осуществления обучения населения | л | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | ||||
32. | Организация обучения работников предприятий в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовка гражданских организаций ГО. Планирующие и отчетные документы | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | 1 | |||||||||
33. | Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС | пз | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | ||
34. | Организация работы органа управления по делам ГОЧС. Порядок разработки планирующих и отчетных документов в повседневной деятельности | пз | 4 | 4 | 4 | 4 | |||||||||||||
35. | Пропаганда социально- экономической значимости мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС в современных условиях | л | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
36. | Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности об использовании финансовых средств, выделенных на эти цели | л | 2 | 2 | 4 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | |
37. | Итоговое занятие | з | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |