Недействующий

О краевой целевой программе "Развитие и поддержка малого предпринимательства в Хабаровском крае на 1997-1998 годы" (Утратил силу с 27 мая 2003 года на основании Закона Хабаровского края от 23 апреля 2003 года N 111)

     
2.3. Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка
малого предпринимательства


Среди проблем, с которыми сталкивается малый бизнес, наиболее важное место занимают проблемы финансирования. Трудности, связанные с привлечением капитала, являются не только входным, но и постоянно действующим барьером.

В 1997-1998 годах финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого предпринимательства должна сочетать налоговые льготы с развитием системы кредитования и созданием благоприятного инвестиционного климата.

Финансовая поддержка малого предпринимательства в крае осуществляется по трем основным направлениям:

- финансирование проектов и программ по развитию и поддержке инфраструктуры малого предпринимательства;

- льготное налогообложение субъектов малого предпринимательства, занятых приоритетными видами деятельности;

- кредитование и страхование действующих в приоритетных направлениях субъектов малого предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства на современном этапе, очевидно, должна претерпеть существенное изменение. Это относится прежде всего к формам предоставления финансовых ресурсов.

Особое внимание следует уделить такому методу финансовой поддержки малых предприятий, как предоставление гарантий за счет средств федерального и краевого бюджетов.

Использование гарантийных механизмов финансовой поддержки малого предпринимательства может быть достаточно эффективным, так как будет способствовать его развитию, наполнению товарного рынка, смягчению проблемы безработицы, особенно в районах с депрессивным характером развития.

Необходимо понимать, что в условиях огромного дефицита бюджетов всех уровней переход от предоставления льготных кредитов отдельным предприятиям к выдаче поручительств, гарантий - это не только более эффективный путь использования государственных ресурсов, но и средство привлечения частных ресурсов. Как показывает практика, на 1 рубль гарантийного фонда можно привлечь 5 - 8 рублей частных кредитов. Предоставление гарантий и поручительств по кредитам, запрашиваемым субъектами малого предпринимательства в коммерческих банках, позволит значительно увеличить количество проектов и мероприятий, получающих государственную поддержку, в сравнении с прямым предоставлением ссуд за счет бюджетных средств. Кроме того, целесообразно создавать систему обществ взаимного кредитования, более действенную и надежную по сравнению с названными ранее "черными кассами", "частными кредитами".

Большую роль в расшивке "узких мест" в процессе финансирования инвестиций в малое предпринимательство, помимо создания системы гарантий и поручительств, может сыграть содействие развитию лизинговых операций. В крае имеются реальные возможности для развития лизинга, в первую очередь в добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности, в наукоемких и высокотехнологичных производствах. Развитие в крае финансового лизинга особенно важно потому, что открываются возможности обновить оборудование, не прибегая к большим кредитам на всю его стоимость, а выплачивать частями, что позволило бы одновременно увеличить заказы на производство и оживить в некоторой степени отдельные отрасли экономики.

Важным направлением в дальнейшем совершенствовании банковских услуг в крае и более активном участии в формировании краевого бюджета является активная продуманная политика инвестирования социально значимых проектов, поддержка инноваторов и производителей продукции. Продуманная единая кредитная политика в крае может привести как к повышению рентабельности самих банков, так и к более широкому развитию малого и среднего бизнеса в крае.

Таким образом, переход к новым, более эффективным формам предоставления финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, особенно в сфере производства, предполагает создание в крае в 1997-1998 годах гарантийного Фонда для гарантирования кредитования инвестиционных программ и проектов в сфере малого предпринимательства края и Фонда содействия развитию лизинга в крае с привлечением средств федерального бюджета. На создание этих фондов в рамках реализации федеральной целевой программы "Государственная поддержка малого предпринимательства в Российской Федерации на 1996-1997 годы" необходимо выделение из федерального бюджета 6,5 млрд. рублей, из краевого бюджета - 5 млрд. рублей.

В целях реализации мероприятий федеральной и краевой программ развития и поддержки малого предпринимательства предусматривается подготовка Соглашения администрации края с Государственным комитетом Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП России) и Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства по совместному финансированию мероприятий.

Программой предусматривается проведение конкурсов инвестиционных проектов, а также кредитование проектов предприятий малого бизнеса, занятых в приоритетных видах деятельности, для чего предлагается из краевого бюджета выделить 6 млрд. рублей.

Особого внимания требует малое предпринимательство в кризисно-депрессивных районах края, на развитие и поддержку которого предполагается выделение средств в сумме 3 млрд. рублей, в том числе 2 млрд. рублей - из краевого бюджета.

В сложившихся условиях кризиса экономики одной из острых проблем является женская безработица. Для оказания моральной, юридической и консультационной поддержки и помощи начинающим женщинам - предпринимателям в Хабаровске зарегистрировано некоммерческое партнерство "Союз деловых женщин края", при котором в дальнейшем предусматривается создание краевого фонда поддержки предпринимателей - женщин. В настоящее время при содействии американской общественной организации "Каунтерпарт" "Союзу деловых женщин" выделен грант для организации и деятельности в сумме 25 тыс. американских долларов, одновременно предусматривается выделение из привлеченных источников в 1997 году 120 млн. рублей в качестве залогового фонда.

Финансовая поддержка малого предпринимательства, кроме прямого инвестирования, должна также осуществляться через систему налоговых льгот, возможность проведения ускоренной амортизации основных производственных фондов, льгот по аренде помещений.

Предусматривается подготовка предложений о предоставлении дополнительных льгот по налогообложению субъектам малого предпринимательства, занятым приоритетными видами деятельности.

Правительство декларирует на ближайшие годы, что переключение ресурсов государства с поддержки старых бесперспективных производств на стимулирование роста частного, в том числе и малого, предпринимательства и частных инвестиций должно стать одним из ключевых моментов в процессе стабилизации и начала экономического подъема. Для этого необходимо сохранение налоговых льгот для малого предпринимательства, распространение упрощенной системы налогообложения и активная поддержка со стороны краевых органов управления и органов местного самоуправления. Государственные органы должны прежде всего соблюдать положение о неухудшении налогового режима для малого предпринимательства.