__________________________________
Утратил силу с 27 мая 2003 года на основании
Закона Хабаровского края
от 23 апреля 2003 года N 111
__________________________________
Настоящий Закон устанавливает основные принципы, правовые и экономические меры, категории граждан в рамках данной Программы, которым будет оказана социальная защита, определяет источники финансирования мероприятий, права граждан и обязанности должностных лиц по выполнению краевой целевой программы "Содействие занятости населения Хабаровского края на 1996 год" (далее Программа).
Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду.
Занятые граждане - работающие по трудовому договору (включая сезонные, временные работы); занимающиеся предпринимательской деятельностью; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, а также члены производственных кооперативов; избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел; проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования и других образовательных учреждений, включая обучение по направлению федеральной государственной службы занятости; временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами.
Безработные - трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиск подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Статья 2. Состав Программы
Приложение 1. Паспорт краевой целевой программы "Содействие занятости населения Хабаровского края на 1996 год".
Приложение 2. Краевая целевая программа "Содействие занятости населения Хабаровского края на 1996 год".
Приложение 3. Мероприятия краевой целевой программы "Содействие занятости населения Хабаровского края на 1996 год".
Статья 3. Финансовое обеспечение Программы
Финансирование мероприятий краевой целевой программы "Содействие занятости населения Хабаровского края на 1996 год" обеспечивается за счет средств Государственного Фонда занятости, а также средств краевого бюджета на стимулирование и поддержку реализации приоритетных направлений социально-экономического развития края.
Программа сведена с дефицитом бюджета в 140,15 млрд. руб. Считать защищенными статьями пп. 19, 20, 31 мероприятий краевой целевой программы. Финансирование прочих мероприятий осуществляется при наличии средств.
Статья 4. Ответственность должностных лиц
Должностные лица за неисполнение настоящего Закона несут административную ответственность в соответствии с федеральным и краевым законодательством.
Председатель Хабаровской
краевой Думы
В.А. Озеров
ПАСПОРТ
краевой целевой программы "Содействие
занятости населения Хабаровского края на 1996 год"
Наименование Программы: программа "Содействие занятости населения Хабаровского края на 1996 год".
Основание для разработки Программы: Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" от 20.04.96 N 36-ФЗ).
Государственный заказчик: Хабаровская краевая служба занятости.
Разработчики: Хабаровский краевой центр занятости населения, комитет по экономике Администрации Хабаровского края.
Сроки реализации Программы: 1996 год.
Важнейшие целевые показатели: создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан; материальная поддержка лиц, потерявших работу; профориентация и психологическая поддержка безработных граждан; сдерживание роста численности безработных путем реализации комплекса мер по организации и проведению опережающего переобучения и переподготовки персонала; социальная защита работников предприятий и других организаций, находящихся на грани банкротства; увеличения масштабов общественных и временных работ; финансовая поддержка работодателей, создающих новые рабочие места и осуществляющих профессиональную переподготовку персонала; реализация мероприятий по поддержке занятости в регионах с напряженной ситуацией на рынке труда; финансовая поддержка развития малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства; содействие созданию благоприятных условий для развития сферы услуг.
Ожидаемые конечные результаты Программы: Реализация мероприятий Программы позволит оказать содействие в трудоустройстве 34,7 тыс. человек, создать 1,5 тыс. новых рабочих мест, обеспечить временное трудоустройство 13 тыс. человек, занять на общественных работах 900 человек, поддержать предпринимательскую инициативу 200 человекам, предоставить возможность получения необходимых для последующего трудоустройства профессиональных навыков и знаний пяти тысячам человек, провести профориентационную работу 50 тыс. человек, охватить программами компенсационных выплат пять тыс. человек, поддержать доходы 108 тыс. безработных граждан.
Источники финансирования и объемы: Государственный Фонд занятости по Хабаровскому краю - 236.950,0 млн. рублей.
Контроль за исполнением Программы: Хабаровский краевой центр занятости населения, комитет по экономике администрации края осуществляют текущий контроль за исполнением Программы.
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Содействие занятости населения
Хабаровского края на 1996 год"
Продолжающийся спад производства, структурные сдвиги в экономике края оказали негативное влияние на занятость населения, вызвали рост безработицы. За прошедший год уровень безработицы увеличился в 1,9 раза.
В условиях дестабилизации рынка труда, когда предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее, когда нарастает социальная напряженность, становится необходимым разработка комплекса мероприятий, направленных на то, чтобы воспрепятствовать перерастанию несбалансированности на региональном рынке труда в кризис.
Социальными группами, требующими особого внимания при формировании занятости населения в крае, являются работающие, но находящиеся под угрозой увольнения граждане и безработные, зарегистрированные в службе занятости.
Программа является частью системы правовых и социально-экономических мер, принимаемых Администрацией края, краевой Думой, службой занятости, направленных на смягчение ситуации на рынке труда при переходе к новым экономическим отношениям.
Состояние проблемы занятости населения
Ситуация на рынке труда Хабаровского края (далее - края) складывалась под влиянием общеэкономических процессов, характеризующихся ухудшением финансового состояния предприятий, сокращением объемов инвестиций, продолжающимся спадом производства. Значительное влияние на дифференциацию состояния рынка труда по районам края оказывают особенности существующей структуры производства (концентрация в отдельных районах преимущественно оборонного производства, лесозаготовительной и лесоперерабатывающей промышленности).
В 1995 году по ряду экономических показателей край значительно отстал от показателей среднероссийских. Так например, падение объемов промышленного производства составило более 20% против 5 - 6% в среднем по России, темпы роста инвестиций соответственно 56,5% против 82%, соотношение между доходами к прожиточному минимуму в крае 1,5 против 1,9 в целом по России. Наибольшее падение промышленного производства наблюдалось в г. Комсомольске-на-Амуре (44,2%) и Бикинском районе (40%).
Неблагоприятной тенденцией в экономике края стал рост числа убыточных предприятий - с 30% в 1994 году до 37.8% в 1995 году, а в таких районах как Тугуро-Чумиканский и район им. П.Осипенко удельный вес убыточных предприятий составляет 100%, в Амурском и Бикинском районах - 62,5%.
Проводимые администрацией края меры (это работа в Правительстве по выделению дотаций, налоговые льготы в отношении отдельных предприятий, привлечение иностранного капитала и другие) позволили в какой-то степени смягчить кризисную ситуацию в экономике. По многим вопросам были найдены конкретные решения, что в какой-то степени позволило найти пути стабилизации отдельных отраслей хозяйственного комплекса и таким образом, содействовать сохранению рабочих мест и занятости населения. Однако, несмотря на это, в экономике края так и не наступили позитивные изменения.
Наметившиеся положительные тенденции в области занятости в таких отраслях, как цветная металлургия, топливная, лесная и деревообрабатывающая, малое предпринимательство - не смогли снять напряжение на рынке труда.
Численность занятых в среднем по краю за 1995 год снизилась по сравнению с предыдущим годом на 5%. Наиболее значительное сокращение численности занятых произошло в районах им. Лазо - на 18,5%, Тугуро-Чумиканском - на 12%, Вяземском - на 8,5%.
Все это не могло не повлиять на конъюнктуру рынка труда края. В региональном плане по степени напряженности рынка труда по-прежнему выделяются три группы территорий. К первой относятся районы с военно-промышленным комплексом (гг. Комсомольск-на-Амуре, Амурск, Николаевск-на-Амуре, п. Эльбан). Другая охватывает северные, слабозаселенные районы, и обусловлена крайней отдаленностью и моноструктурой производства. Среди них особо выделяются районы им. П.Осипенко, и Тугуро-Чумиканский. К третьей группе проблемных территорий относятся сельскохозяйственные районы с узкой производственной направленностью, где население в основном занято в малоэффективном, слабо развитом сельскохозяйственном производстве, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятиях, где ресурсы истощены до крайности, перерабатывающие предприятия маломощны и, как правило, убыточны. Среди них в наиболее критическом положении оказались районы им. Лазо, Нанайский, Бикинский и Вяземский. Эти районы испытывают наибольшие проблемы с трудоустройством населения.
В течение 1995 года продолжалось значительное увеличение предложений рабочей силы на рынке труда края, что привело к росту числа обращений в службу занятости. В подразделениях службы занятости за 1995 год было зарегистрировано 79,1 тысяч человек, из них признано безработными 52,8 тысяч человек, что составило 82% незанятых граждан, обратившихся в службу занятости в поисках работы (в 1993 году эта доля составила 49%, в 1994 году - 65%). Численность зарегистрированных безработных в 1995 году по сравнению с 1994 годом увеличилась 1.6 раз.
Одной из главных причин, вызывающих рост обращений в службу занятости является отсутствие постоянных доходов и резкое падение уровня жизни населения. Невыплата заработной платы большинством предприятий в течение нескольких месяцев стала закономерностью. Так, в декабре 1995 года 32% общей суммы начисленных средств на потребление не выплачено в установленные сроки. Кроме того, 38 предприятий вообще не производили начисление заработной платы из-за отсутствия средств. К концу года доля граждан, уволенных по собственному желанию и зарегистрированных в службе занятости составила 42,7%.
Среди граждан, снятых с учета по безработице в течение 1995 года 48,9% трудоустроены, 5,8% направлено на профобучение, 2,5% отправлены на досрочную пенсию и 42,8% сняты по другим причинам. Значительная часть граждан, снятых с учета - это безработные, не появлявшиеся для регистрации в службе занятости более трех месяцев.
Одной из основных неблагоприятных черт характеризующих ухудшение конъюнктуры рынка труда края, стал рост продолжительности безработицы. В конце 1995 г. продолжительность текущей безработицы в крае составила почти 6,2 месяца (в 1994 году в то же самое время она составляла чуть более 4 месяцев). Увеличился удельный вес таких категорий людей, для которых поиск работы связан со значительными трудностями. Удельный вес безработных, не имеющих работы более года, составил 14,1%, что превышает соответствующий показатель прошлого года в 2.9 раза. В конце 1995 г. численность стоящих на учете безработных составила 40,5 тысяч человек, а уровень безработицы к экономически активному населению достиг 5,2% и вырос по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 1,9 раз. Из 19 районов в восьми уровень безработицы более чем в два раза превысил средний по России. В Тугуро-Чумиканском районе такое превышение составило более пяти раз.
Еще одним показателем, характеризующим дестабилизацию на рынке труда, является соотношение численности безработных и числа вакантных рабочих мест. В конце 1995 года на одну вакансию приходилось 10 безработных.
Ближайшая перспектива на рынке труда - это избыток рабочей силы. Изменить ситуацию смогут лишь подъем производства, инвестиции, создание перспективных экономически целесообразных рабочих мест.
Предложение рабочей силы будет возрастать. Ожидается, что в органы государственной службы занятости обратится 140 - 180. тыс. чел. Из них почти 75% будут признаны безработными. Около 30% из них будут представлены группами населения со сниженной конкурентоспособностью.
Наиболее вероятный уровень безработицы к концу 1996 года составит 8 - 12%. Анализ итогов использования Фонда занятости службой занятости на
реализацию программных мероприятий, в 1995 г. показал, что расходы фонда были увеличены на программы профессионального обучения и консультирования, на программы организации общественных работ и временной занятости, на программы материальной поддержки безработных.
В то же время в связи с отсутствием средств было снижено финансирование программ поддержки рабочих мест на предприятиях и организации собственного дела.
Из 19 подразделений краевого центра занятости населения бюджеты 15 городских и районных центров занятости населения были сведены с дефицитом.
Программа содействия занятости населения нацелена на осуществление государственной политики по смягчению социальной напряженности на рынке труда края, на защиту работающих, но находящихся под угрозой увольнения и потерявших работу граждан от безработицы.
Организация взаимодействия государственных и общественных органов, ведомств и служб по снижению угрозы массового высвобождения работников. Содействие всесторонней занятости населения.
Осуществление мер по совершенствованию деятельности краевой службы занятости, ее кадровому обеспечению.
Учитывая сложившуюся социально-экономическую ситуацию в крае, ограниченные экономические и финансовые возможности сдерживания роста безработицы, приоритетными направлениями политики занятости на 1996 год будут следующие:
создание условий для быстрейшего трудоустройства безработных граждан;
материальная поддержка лиц, потерявших работу;
увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных граждан;
профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения;
опережающее переобучение и переподготовка работников, находящихся под угрозой увольнения, переобучения граждан, потерявших работу;
финансовая поддержка развития малого и среднего бизнеса; содействие созданию благоприятных условий для развития сферы услуг, что будет способствовать занятости населения.